Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Одрина Марина Валерьевна

В данном материале прдеставлены разработки мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Можно выделить следующие проблемы, характерные для речи детей дошкольного возраста:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедность речи;

-употребление нелитературных слов и предложений;

- бедная диалогическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ);

- неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами);

- отсутствие навыков культуры речи (неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи);

- плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Формирование связной речи - один из наиболее сложных и трудоемких процессов обучения детей дошкольного возраста. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование мнемотехнических приемов.

Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Таким образом, использование приемов мнемотехники при обучении детей дошкольного возраста способствует развитию грамматически правильной связной речи.

Цель: изучить и научиться применять приемы мнемотехники при развитии связной речи у дошкольников.

Задачи:

-упражнять детей в умении выделять и назвать предметы, их признаки, состояния, действия;

- развивать память детей посредством мнемотаблиц;

- учить детей составлять высказывания описательного характера при помощи мнемотаблиц;

- упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действие);

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

-развивать смекалку, тренировать внимание;

- разработать дидактический материал по развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....

Мастер- класс с педагогами ДОУ «Мнемотехника - как средство развития связной речи дошкольников»

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета расск...

Мастер - класс " Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников"

Мастер-класс для родителей«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».Цель:Повышение педагогической культуры родителей;Познакомить родите...

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....