План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней логопедической группе «В саду ли, в огороде. Звук [А]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

В данном материале представлен план-конспект НОД с детьми 4-5 лет, включающий в себя описание задач, методов и приемов работы, оборудования, игровых упражнений и планируемых результатов работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_rech_novoe.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«В саду ли, в огороде. Звук [А]»

по образовательной области «Речевое развитие»

в средней логопедической группе.

Выполнила:

Мартьянова Екатерина Павловна,

должность: учитель-логопед

место работы: МАДОУ «ЦРР - д/с № 56» г.о. Самара

Самара, 2017г.

Тема «В саду ли, в огороде.        Звук [А]».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Задачи:

1) Закреплять умение различать фрукты и овощи по месту произрастания и внешним признакам («Познавательное развитие»)

2) Формировать положительную установку на участие в образовательной деятельности, навыки взаимодействия и сотрудничества («Социально-коммуникативное развитие»)

3) Упражнять в умении выделять звук [А] в начале и конце слова («Речевое развитие»)

4) Развивать подвижность органов артикуляции («Речевое развитие»)

5) Добиваться чёткого и правильного произношения звука [А] (изолированно, в слогах и словах) («Речевое развитие»)

6) Тренировать умение характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам («Речевое развитие»)

7) Упражнять в делении двусложных и трёхсложных слов на слоги («Речевое развитие»)

8) Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме («Речевое развитие»)

9) Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе («Речевое развитие»)

10) Упражнять в умении составлять простое предложение с предлогами «в, на» («Речевое развитие»)

Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки фруктов и овощей, карточки-схемы для составления рассказа.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, речевые, подвижные).

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, составление описательного рассказа, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении)

- Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), совместные (коллективные) действия , задания.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Дидактическая игра «Назови и подумай»

 

Логопед приветствует детей и приглашает встать рядом со своими стульчиками. У каждого ребёнка на столе предметная картинка с изображением фрукта или овоща.

Затем логопед просит детей сесть.

Дети встают на места. Рассматривают свою картинку и по цепочке называют изображённый предмет.

Сначала садятся те дети, у которых на картинках нарисованы овощи, потом садятся дети, у которых – фрукты.

Деятельностный

1. Упражнять в умении выделять звук [А] в начале и конце слова.

2. Развивать подвижность органов артикуляции.

3. Добиваться чёткого и правильного произношения звука [А] (изолированно).

4. Тренировать умение характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.

1. Упражнять в делении двусложных и трёхсложных слов на слоги.

2. Добиваться чёткого и правильного произношения звука [А] в слогах и словах.

3. Упражнять в умении выделять звук [А] в начале и конце слова.

1. Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме.

2. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

3. Упражнять в умении составлять простое предложение с предлогами «в, на».

4. Закреплять умение различать фрукты и овощи по месту произрастания и внешним признакам.

Упражнение «Угадай и спой песенку»

1. Дети выделяют звук [А] в начале, конце слова.

2. Дети активно, правильно выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога.

3. Дети чётко, правильно произносят звук [А].

4. Дети характеризуют звук  

(гласный, обозначается красным кружком).

Логопед предлагает детям угадать звук, который будем петь. Он говорит слова «апельсин, тыква» (утрированно, выделяя голосом звук).

Логопед предлагает детям выполнить гимнастику для языка, чтобы спеть красивую и долгую песенку.

Логопед предлагает детям пропеть звук [А] и обращает их внимание на положение рта (широко открыт) и языка (лежит за нижними зубами).

Затем логопед задаёт вопросы :

-короткая или длинная песенка получилась?

-звук [А] можно долго тянуть и петь. Звук какой?

-как обозначается гласный звук?

Дети называют первый звук в слове «апельсин» и последний звук в слове «тыква». Угадывают, что поём звук [А].

Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами.

Дети пропевают звук совместно, затем индивидуально перед зеркалами (по выбору педагога).

Дети отвечают на вопросы индивидуально и совместно, дают характеристику звука.

Дидактическая игра «Похлопаем»

1. Дети одновременно, правильно проговаривают и прохлопывают слова.

2. Дети чётко и правильно произносят звук в слогах и словах.

3. Выделяют звук в начале и конце слова.

Логопед приглашает детей на ковёр встать в круг. Проговаривает по слогам и одновременно прохлопывает слова «свек-ла, о-гу-рец, гру-ша, а-на-нас».

Просит вспомнить слова, в которых звук [А] первый (последний).

Дети стоят в кругу. По цепочке повторяют и прохлопывают слова.

Называют слова со звуком [А]

(в начале и конце).

Подвижная игра «Собираем урожай».

Логопед говорит слова и показывает движения.

Дети, находясь в кругу,  хором повторяют за логопедом движения и слова игры.

Дидактическая игра «Расскажем и покажем»

Логопед делит детей на 2 команды: 1 ряд из 3 столов - 1 команда; 2 ряд из 3 столов – 2 команда. Педагог предлагает рассказать о фрукте или овоще (со звуком [А])   по опорным картинкам (цвет, форма, вкус, где растёт). Сначала логопед самостоятельно описывает предмет (даёт образец составления рассказа), а затем просит каждую команду детей выбрать предмет и даёт 2-3 минуты на его описание по схеме. Затем логопед выборочно опрашивает детей из  команды, задавая вопрос по каждой опорной картинке:

-Огурец (какой?) - зелёный (ответ 1 ребёнка); овальный (ответ другого ребёнка); сладкий (отвечает 3 ребёнок);

-Где растёт огурец? (огурец растёт в огороде на грядке).

Потом логопед просит 1-го ребёнка из команды выйти к доске и рассказать о предмете полностью.

Работа в другой команде организована аналогично.

Дети садятся за столы и объединяются в группы. Каждая команда выбирает фрукт или овощ, о котором будут рассказывать. В течение 2-3 минут дети совместно обсуждают, описывают фрукт или овощ. Потом индивидуально отвечают на вопросы педагога по картинкам. Затем от команды к доске выходит ребёнок и рассказывает о предмете:

Это огурец. Он зелёный, овальный, сладкий. Огурец растёт на грядке в огороде.

Заключительный

Игровая ситуация «Подумай и ответь»

Логопед задаёт вопросы:

- О каком звуке говорили?

- Какие задания выполняли?

-  Что понравилось?

Отвечают на вопросы логопеда полными предложениями.