«План-конспект непосредственно образовательной деятельности
«В саду ли, в огороде. Звук [А]»
по образовательной области «Речевое развитие»
в средней логопедической группе.
Выполнила:
Мартьянова Екатерина Павловна,
должность: учитель-логопед
место работы: МАДОУ «ЦРР - д/с № 56» г.о. Самара
Самара, 2017г.
Тема «В саду ли, в огороде. Звук [А]».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Задачи:
1) Закреплять умение различать фрукты и овощи по месту произрастания и внешним признакам («Познавательное развитие»)
2) Формировать положительную установку на участие в образовательной деятельности, навыки взаимодействия и сотрудничества («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Упражнять в умении выделять звук [А] в начале и конце слова («Речевое развитие»)
4) Развивать подвижность органов артикуляции («Речевое развитие»)
5) Добиваться чёткого и правильного произношения звука [А] (изолированно, в слогах и словах) («Речевое развитие»)
6) Тренировать умение характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам («Речевое развитие»)
7) Упражнять в делении двусложных и трёхсложных слов на слоги («Речевое развитие»)
8) Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме («Речевое развитие»)
9) Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе («Речевое развитие»)
10) Упражнять в умении составлять простое предложение с предлогами «в, на» («Речевое развитие»)
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки фруктов и овощей, карточки-схемы для составления рассказа.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, речевые, подвижные). |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление описательного рассказа, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы. |
Конструирование | Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении) - Самообслуживание | Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), совместные (коллективные) действия , задания. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
| Задачи
| Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный |
| Дидактическая игра «Назови и подумай» |
|
Логопед приветствует детей и приглашает встать рядом со своими стульчиками. У каждого ребёнка на столе предметная картинка с изображением фрукта или овоща.
Затем логопед просит детей сесть. |
Дети встают на места. Рассматривают свою картинку и по цепочке называют изображённый предмет.
Сначала садятся те дети, у которых на картинках нарисованы овощи, потом садятся дети, у которых – фрукты. |
Деятельностный
|
1. Упражнять в умении выделять звук [А] в начале и конце слова.
2. Развивать подвижность органов артикуляции.
3. Добиваться чёткого и правильного произношения звука [А] (изолированно). 4. Тренировать умение характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам.
1. Упражнять в делении двусложных и трёхсложных слов на слоги. 2. Добиваться чёткого и правильного произношения звука [А] в слогах и словах. 3. Упражнять в умении выделять звук [А] в начале и конце слова.
1. Закреплять умение составлять описательный рассказ по схеме. 2. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. 3. Упражнять в умении составлять простое предложение с предлогами «в, на». 4. Закреплять умение различать фрукты и овощи по месту произрастания и внешним признакам.
| Упражнение «Угадай и спой песенку» |
1. Дети выделяют звук [А] в начале, конце слова.
2. Дети активно, правильно выполняют артикуляционную гимнастику по показу педагога. 3. Дети чётко, правильно произносят звук [А].
4. Дети характеризуют звук (гласный, обозначается красным кружком). |
Логопед предлагает детям угадать звук, который будем петь. Он говорит слова «апельсин, тыква» (утрированно, выделяя голосом звук).
Логопед предлагает детям выполнить гимнастику для языка, чтобы спеть красивую и долгую песенку.
Логопед предлагает детям пропеть звук [А] и обращает их внимание на положение рта (широко открыт) и языка (лежит за нижними зубами). Затем логопед задаёт вопросы : -короткая или длинная песенка получилась? -звук [А] можно долго тянуть и петь. Звук какой? -как обозначается гласный звук? | Дети называют первый звук в слове «апельсин» и последний звук в слове «тыква». Угадывают, что поём звук [А].
Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами.
Дети пропевают звук совместно, затем индивидуально перед зеркалами (по выбору педагога).
Дети отвечают на вопросы индивидуально и совместно, дают характеристику звука. |
Дидактическая игра «Похлопаем» |
1. Дети одновременно, правильно проговаривают и прохлопывают слова. 2. Дети чётко и правильно произносят звук в слогах и словах. 3. Выделяют звук в начале и конце слова. |
Логопед приглашает детей на ковёр встать в круг. Проговаривает по слогам и одновременно прохлопывает слова «свек-ла, о-гу-рец, гру-ша, а-на-нас». Просит вспомнить слова, в которых звук [А] первый (последний).
|
Дети стоят в кругу. По цепочке повторяют и прохлопывают слова. Называют слова со звуком [А] (в начале и конце). |
Подвижная игра «Собираем урожай». |
|
Логопед говорит слова и показывает движения. | Дети, находясь в кругу, хором повторяют за логопедом движения и слова игры. |
Дидактическая игра «Расскажем и покажем» Логопед делит детей на 2 команды: 1 ряд из 3 столов - 1 команда; 2 ряд из 3 столов – 2 команда. Педагог предлагает рассказать о фрукте или овоще (со звуком [А]) по опорным картинкам (цвет, форма, вкус, где растёт). Сначала логопед самостоятельно описывает предмет (даёт образец составления рассказа), а затем просит каждую команду детей выбрать предмет и даёт 2-3 минуты на его описание по схеме. Затем логопед выборочно опрашивает детей из команды, задавая вопрос по каждой опорной картинке: -Огурец (какой?) - зелёный (ответ 1 ребёнка); овальный (ответ другого ребёнка); сладкий (отвечает 3 ребёнок); -Где растёт огурец? (огурец растёт в огороде на грядке). Потом логопед просит 1-го ребёнка из команды выйти к доске и рассказать о предмете полностью. Работа в другой команде организована аналогично. | Дети садятся за столы и объединяются в группы. Каждая команда выбирает фрукт или овощ, о котором будут рассказывать. В течение 2-3 минут дети совместно обсуждают, описывают фрукт или овощ. Потом индивидуально отвечают на вопросы педагога по картинкам. Затем от команды к доске выходит ребёнок и рассказывает о предмете: Это огурец. Он зелёный, овальный, сладкий. Огурец растёт на грядке в огороде. |
|
Заключительный |
| Игровая ситуация «Подумай и ответь» |
|
Логопед задаёт вопросы: - О каком звуке говорили? - Какие задания выполняли? - Что понравилось? |
Отвечают на вопросы логопеда полными предложениями.
|