Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Гуськова Инна Олеговна

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

     Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

    Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась этой темой и решила глубже выяснить, как использование игровых технологий помогает ребенку младшего дошкольного возраста для развития речи.

     На первый взгляд, игровая деятельность дошкольников довольно избитая тема, изученная вдоль и поперек. Но я считаю, что раз игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, воспитатели, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.

  Цель работы: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.

   Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.

    Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  • Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
  • Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.
  • Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
  • Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.
  • Развивать мелкую моторику рук.

   Я работаю с детьми младшего и среднего возраста. Хочется отметить, что с каждым годом все чаще встречаются дети с проблемами в развитии речи: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. К четырем годам активный словарь ребенка должен составлять около 2000 слов. На деле все выглядит иначе. В активном словаре едва ли можно насчитать несколько сотен слов, ответы носят односложный характер - « да», «нет». Есть дети, которые вообще не разговаривают, большинство «говорящих» с трудом понимаешь. Причины могут быть разными. Это и экология и сокращение количества рождаемости здоровых детей и недостаток общения со взрослыми и другими детьми. Взрослые предпочитают посадить ребенка за компьютер, или перед телевизором, вместо того, чтобы почитать, или поиграть. А ведь игра - наиболее эффективный способ развития ребенка, недаром с введением ФГТ в

дошкольное образование игре отводится главная роль. Поэтому, я выделю те методы и приемы, которые наиболее эффективны в развитии речи детей младшего возраста.

Сегодня, рядом с традиционной, очень много современной литературы, которую можно использовать в работе. Для подготовки и развития артикуляционного аппарата я использую различные пособия:

  • «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.Нищевой.
  • «Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.М. Косиновой.
  • Игры для развития речевого дыхания. (Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.)
  • Провожу игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек, очень нравится детям дуть мыльные пузыри. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить.
  • «Картотеку игр и упражнений для развития общих речевых навыков» под редакцией Османовой Г.А. (Например, мы приехали в гости к бабушке в деревню. В бабушкином доме топят печь дровами. Бабушка старенькая. Давайте поможем ей наколоть дров! Рубим дрова топором, приговаривая: «Ух! Ух!» (на выдохе). Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Представить, что мы держим топор. Сделать полный вдох с одновременным поднятием рук вверх, затем, резко наклонившись, выдохнуть: «Ух!»)

Игры на уточнение звука и автоматизацию:

Дидактические.

    Дидактической игре всегда уделяют особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр, процесс развития проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме: «Чудесный мешочек», «Скажи как я», «Кто как кричит?», "Угадай, кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Эхо" и т.д.

Например, дидактическая игра «Кто в домике живет? »

Цель: Закреплять правильное произношение звуков.

Ход: воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «Ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу- мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Сюжетные игры.

    Организуя с детьми сюжетные, сюжетно-ролевые игры педагог решает важную задачу совершенствования всех компонентов устной речи ребенка.

Например, традиционная игра «Дочки-матери»: кукла Катя проснулась, плачет. Надо ее убаюкать. Предлагаю ребенку  покачать ее, приговаривая «а-а-а». Укачивая куклу, малыш неосознанно закрепляет в речи звук [а].

     Игра у наших детей еще не сюжетно-ролевая, она будет гораздо позже, игра больше отобразительная (дети отображают в игре то, что знают, что видят, самостоятельно не развивая сюжет). В нашем возрасте это нормально, этот этап не перескочить, он является фундаментом для сюжетно-ролевой игры в дальнейшем

Подвижные игры.

   Подвижные игры хороши тем, что позволяют удовлетворить потребность ребенка в движении. Подвижные игры способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, способствуют ускорению развития речи.

Например, игра «Сова».

Цель: автоматизация звуков с, сь в тексте.

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит…

    Хорошие результаты дает методика Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.

Виды игр по Монтессори:

-шнуровки;

-игры с водой;

-игры с пересыпанием (крупа, песок);

-игры с прищепками, бусами;

- мозаика;

-вкладыши;

-пазлы;

- пальчиковые игры;

-лабиринты и мн. др.

Активизация словаря

    Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. В работе по развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание  уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Очень хорошо по обогащению словаря сказано у Тихеевой Е. «Игры и занятия малых детей»: «От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению свойств и качеств предмета (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»). При назывании действий объекта детей учат видеть начало и конец действия, в игре с картинками («Что сначала, что потом?»).

Дидактические игры: «Скажи ласково»; «Поваренок», «Что в корзине» (при знакомстве с фруктами) и т.д.

Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Подвижные игры: «Прятки».

Цель: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.

Оборудование: игрушки.

 Воспитатель закрывает глаза и произносит следующие слова: «Разбегайтесь-ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Спрячь игрушку далеко, Не найдет ее никто!» Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах. Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.  

    Дети очень подвижные, любят активные игры, поэтому и в свободной деятельности и во время НОД мы много играем в подвижные и хороводные игры. Среди таких игр, много игр с речевым сопровождением. Дети быстро запоминают потешки, стихи, учатся координировать движения со словами.

   Игры-драматизации, сюжетные, театрализованные игры также в полной мере помогают обогатить словарь детей. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

-различные виды театров;

-инсценирование сказок.

     Большое внимание уделяю режиссерской игре. Если ребенок плохо говорит и его не понимают или он стесняется и плохо входит в контакт с другими детьми, то на помощь приходит именно режиссерская игра. Она развивает воображение, фантазию, диалоговую речь, здесь могут бурно проявляться эмоции ребенка. Ребенку нравится, что это только его игра, он хозяин в ней и не любит, когда в нее вмешиваются.

     Интересной развивающей игрой для детей является театрализованная игра. Самые простые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» они обыгрывают сами или принимают участие (помогают колобку спеть песенку, проговаривают последовательность кто за кем пришел к теремку или помогать деду вытаскивать репку).

     Совместно с родителями нужно создавать  предметно-развивающую среду в группе (оформление игровых уголков, изготовление развивающих игр, приобретение специального спортивного инвентаря и игрушек). Но, на один игровой уголок, ни одна игрушка сами по себе не научат ребенка играть и не разовьют его способности. Они могут только помогать настоящей детской игре. Детям 2-3 лет не хватает жизненного опыта, воображений, знаний, чтобы полноценно играть, дети часто застревают на одном действии (только катают машинку, куклу только качают или кормят), поэтому я много играю с детьми, обогащаю знания детей. А потом даю время для самостоятельной игры, где дети уже сами играют, применяя полученные знания.

     Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью Lego технологий

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые в раннем возрасте за компьютер, перестали разговаривать. Разбираясь в причинах пр...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка

Пока ещё нет единой разработанной программы по использованию данного материала в работе с дошкольниками, но есть рекомендации и представлены игровые задания для детей младшего дошкольного возраста с и...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование."

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие речи детей среднего дошкольного возраста при помощи инновационных технологий синквейн и моделирование." Введение«Изучая родной язык, ребен...