Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью Lego технологий
статья (младшая группа)

Мамедова Полина Аркадьевна
Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые в раннем возрасте за компьютер, перестали разговаривать. Разбираясь в причинах происходящего, ученые выяснили, что все дело в том, что пользуясь клавиатурой , а не обычным карандашом или ручкой при письме ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, Учеными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определенного уровня развития, т.е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности городских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 Колпинского района Санкт- Петербурга

Статья  на тему:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

с помощью Lego технологий»

                                                                                                                            Подготовила:

                                                                                                                      воспитатель

                                                                                                                                                            Мамедова П.А.

2019 г.

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые в раннем возрасте за компьютер, перестали разговаривать.  Разбираясь в причинах происходящего, ученые выяснили, что все дело в том, что пользуясь клавиатурой , а не обычным карандашом или ручкой  при письме ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом,  Учеными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определенного уровня развития, т.е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности городских.

Развитие психических процессов наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. Очень важно так построить образовательный процесс, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста.

И одной из технологий, которые наиболее активно способствуют развитию речевой активности детей, стало применение технологии Лего в развитии речи детей.

Основными                видами в  дошкольном                        возрасте                являются                игровая        и конструктивная        деятельности.        В        настоящее                время        большое                внимание отводится        разработке        и                внедрению        таких                педагогических                технологий, которые  имеют  ярко  выраженный  моделирующий характер.  Они                дают возможность формировать у детей дошкольного возраста как речевую, так и связанные  с  ней  неречевые  виды  деятельности.                Одним из показателей готовности  ребёнка  к  чтению  и  письму  в  школе, является  чистая,        чёткая, правильная во всех отношениях речь. Целью обеспечения необходимого уровня        развития                детей        современная  дошкольная  общая        и        специальная (коррекционная)                педагогики        постоянно        совершенствуют                        методы        и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания  и обучения детей дошкольного возраста. В этом смысле технологии - «ЛЕГО» очень хорошо подходят для развития речевой функции.

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности,  эстетики,   прочности   и   долговечности.   В отличие от большинства наглядных пособий, которые часто используют на занятиях по развитию речи и игровой деятельности с целью развития речевого навыка дошкольников воспитатели, игровые модули и пособия, выполненные из «ЛЕГО», более прочны, а значит и более долговечны.

При  использовании   «ЛЕГО»-технологий,   мы   можем   отметить некоторые преимущества перед другими игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
  • конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, если ребёнок оближет его. При игре с конструктором у ребёнка руки остаются чистыми;
  • после игры поделки можно хранить как в собранном виде, так и не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;
  • получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков.  Он испытывает психическое состояние успеха;
  • нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;
  • не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся работа педагога с ребёнком воспринимается им как игра.

«ЛЕГО»-конструктор позволяет осуществлять системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, так как позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Применение ЛЕГО при организации непосредственной деятельности по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:

  • закрепления (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание

«волшебных»        ступенек,        лесенок,        дорожек,        по        которым        ребенок

«проходит», называя соответствующие звуки изолированно, в слогах, словах и т.д.);

  • формированию/развитию правильного длительного выдоха;
  • развитию словаря в рамках определенных тем с учётом календарно- тематического планирования;
  • формированию/развитию   грамматической   составляющей   речи
  • развитию связной речи . Использованию разных сюжетов способствует разнообразие игровых наборов представленных фирмой «ЛЕГО»;
  • знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи детей с применением Лего делает воспитательно-образовательный процесс более результативным, где главный механизм для детей - это игра в ЛЕГО, которая не вызывает негатив, а приучает к внимательности, усидчивости, активно стимулирует кору головного мозга.

Список использованной литературы:

1. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru /2

2.«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.

3.«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.

4.«Лего  -  конструирование  в детском саду» Е.В. Фешина        - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

5.«Лего»        в        детском        саду.        [Электронный        ресурс]        –        режим        доступа: http://festival.1september.ru /

6.«Строим из Лего» Л. Г.Комарова, / М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых технологий.

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без с...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью кинетического песка

Пока ещё нет единой разработанной программы по использованию данного материала в работе с дошкольниками, но есть рекомендации и представлены игровые задания для детей младшего дошкольного возраста с и...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Составим речь по кирпичику, или развитие речи детей с ТНР с помощью Лего-технологии»

laquo;Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес.Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладеваетогромным богатством»....

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"

В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий,  этапы развития способностей к конструированию....

Из опыта работы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»

laquo;Влияние устного народного творчествана развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»...