Одушевлённые и неодушевлённые существительные
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Ананьева Ольга Константиновна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.k_odush._neodush.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   «Детский  сад»                                                                                                                                                                       сентябрь    занятие  2                                                                                                                           Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цели: 1. Познакомить детей с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

            2. Формировать навык различения одушевлённых и неодушевлённых предметов путём соотношения с вопросительными местоимениями  кто? что?

            3.Закреплять навык постановки вопросов кто это? что это?

            4. Формировать навык подбора названий предметов к названным действиям.

           5. Развивать мышление, память, внимание, зрительное восприятие.

           6. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование: красные и синие фишки, картинки с наложенными изображениями предметов: стул, лиса, человек, книга, дерево, птица (на каждого ребёнка); кукольный театр с куклами: Мальвина, Арлекин, Пьеро, Артемон.

                                           Ход занятия

  1. Организационный  момент.

 В группу входит Буратино: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Буратино! Ой, ребята как у вас в группе много разных вещей и игрушек. Ого, и даже кукольный театр есть с моими друзьями!

Буратино подбегает к кукольному театру, здоровается со своими друзьями, они не отвечают. Буратино в недоумении обращается к детям: - Почему они молчат? Почему не радуются встречи со мной?

Воспитатель успокаивает Буратино: - Буратино, не расстраивайся. Это ведь куклы, они неживые.

Буратино: - Как не живые? Что это значит?

Воспитатель: - Сейчас мы тебе всё объясним.

  1.  Основной этап.

Воспитатель: - Вокруг нас много всего. Есть живые существа, а есть неживые предметы. Буратино, как ты думаешь, чем отличаются живые существа от неживых предметов?  

Буратино: - Я не знаю. Может мне ребята помогут? Поможете? (ответы детей).

Воспитатель обобщает (дополняет) ответы: - Живые существа могут двигаться, дышат, растут, видят. А неживые предметы не могут дышать, слышать, видеть, потому что у них нет глаз, ушей. А двигаться неживые предметы могут?

Буратино: - Конечно могут (берёт какой-нибудь предмет, передвигает его). Вот смотрите.

Воспитатель: - Буратино, так это ты его передвинул, а сам он передвигаться не может.

Воспитатель: - О живых существах мы говорим «кто», а о неживых – «что».

Буратино: - Ребята, о чём в детском саду можно спросить что? Кто?

Буратино: - Молодцы, ребята. Давайте теперь поиграем.

          Игра «Четвёртый лишний».

Буратино: - Я назову четыре предмета. Вы должны сказать, какой предмет лишний и почему.

                Собака, кошка, книга, лиса.

                 Мама, стол, тарелка, листок.

                  Игрушка, девочка, комар, кошка.

                  Скамейка, машина, кресло, медведь.

Буратино: - Хорошо справились. Давайте ещё поиграем?

              Игра «Кто больше».

Буратино: - Я буду задавать вопросы, вы по очереди отвечать. За каждый правильный ответ получаете фишку. У кого больше фишек – тот и выиграл.

                      Кто летит?

                      Что летит?

                      Кто лежит?

                      Что лежит?

                      Кто идёт

                      Что идёт?

  Буратино: - Что то, я устал. Пора и поразмяться.

                                  Физкультминутка.

Всему название дано –                                                               Дети наклоняются вправо-влево

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,                                                  Подпрыгивают вверх

А безымянных нету.                                                                    Приседают, встают

И всё, что может видеть глаз, -                                                 Показывают на глаза

Над нами и под нами,                                                                 Тянутся вверх, наклоняются вперёд

И всё, что в памяти у нас, -                                                          Держатся за голову

Означено словами.                                                                       Разводят руки в стороны

Воспитатель: - Ну, что ребята отдохнули? Хотите ещё поиграть? А ты, Буратино, будешь играть?

               Игра « Раскрась».

               Игра « Раскрась».

  Воспитатель раздаёт картинки с наложенными изображениями предметов. Предлагает раскрасить их следующим образом: Буратино раскрашивает живые предметы, дети – неживые.

  1.   Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: - Буратино, теперь ты понимаешь, почему куклы не могут говорить? Ребята, давайте повторим для Буратино о чём или о ком можно сказать что? Кто?  И почему?

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах

Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже

Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой ;« Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определён...