проект "Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Ямбушева Валентина Евгеньевна

Проект на тему: «Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества»

( для детей средней группы)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Использование устного народного творчества в дош-кольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания  произведений словесного творчества русского народа. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму     и знакомым жизненным ситуациям.

    Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохрани-лись особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.  Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

    Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по извест-ному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнооб-разят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать    речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной моноло-гической и диалогической речью.

 

Проблема:  ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ДЕТЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО, СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ В МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

 

 Гипотеза проекта: Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Тип проекта – познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети группы, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители.

 Цель проекта: Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способнос-         тей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта:

Образовательные:

§  расширение, обогащение и активация словаря;

§  формирование правильной разговорной речи;

§  формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора;

§  способствовать усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на них.

 Развивающие:

§  развитие связной речи;

§  развитие слухового восприятия музыки, понимания содержания песенок, потешек, пестушек, звукоподражания;

§  побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности.

§  развивать усидчивость, умение слушать;

§  развивать интерес к драматизации.

Воспитательные:

§  воспитание звуковой культуры речи;

§  воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных музыкальных  жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

§  воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.

 Методы и формы проекта:  занятия,  игры-драматизации, досуги, развлечения, музыкальные занятия, консультативная работа с  родителями, свободная и  самостоятельная деятельность ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

1 этап – подготовительный.

            Тщательный подбор материала, обусловленный возрастными возможностями и особенностями детей среднего дошкольного возраста; интеграции работы с различны-  ми направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, включать его во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно.

 

2 этап – собственно-исследовательский.

        * Использование  потешек для сна, кормления, прогулки и др.

Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфор-та.

               * Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастик.

 Во время НОД и в свободное время. Это  народные игры «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес ходил»,. «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат» и др., что способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

                *Использование русских народных словесных игр.

              Их так и называют игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят («Гуси-лебеди», «У мед-

ведя во бору», «Огуречик», «Каравай», «Зайка» и др.).

              С помощью этих игр у детей развиваем  координацию, ориентацию в пространстве, развиваем координацию слов с движениями, согласовываем с темпом и ритмом речи, а также обогащается двигательный опыт детей, возникает желание выразительно двигаться,  быть аккуратным в движениях и перемещениях.

            В народных играх формируется умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения со взрослыми и со сверстниками, формируется умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

        *Использование в работе театрализованной деятельности

         Сначала прочитываем сказку.  Пересказываем сказку по ролям. Рассматриваем по нескольку раз иллюстрации к сказкам, просматриваем соответствующий мультфильм и наконец, драматизация сказки с использованием различных видов театра («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При участии детей в драматизации сказок развиваются коммуникативные навыки: умение вступать в диалог; умение обращаться

с вопросом, просьбой; умение отождествлять себя с ролью и т.д.

            *Использование  просмотра мультфильмов.

Это необходимо для зрительного восприятия сказок.

 *Разучивание колыбельных песен

«Баю-баю, баиньки»,  «Уж ты спи камушком», «Пальчик хочет спать», «Потешки

про котика» и др.Если дети слышат и поют  колыбельные песни, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.

3 этап – заключительный.

            Анализируя свою работу, я сделала вывод, что устное народное творчество способствует не только звуковой культуре речи, но и умению регулировать темп, громкость, дыхание. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное нарядись!

 Чтобы год от года была у нас погода!

 

        Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. Дети научились перед обедом укладывать игрушки спать, петь им колыбельные.

Потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих  слов, и многое другое.       Основой связной речи, заключающей в себе  различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны непол-

ные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика.

Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.

 

                                                                                                          

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №14"

Проект на тему: «Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества»

( для детей средней группы)

                                                                                            Подготовила:

                                                                                             Ямбушева В.Е.

Саранск

2017

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Использование устного народного творчества в дош-кольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания  произведений словесного творчества русского народа. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму     и знакомым жизненным ситуациям.

    Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохрани-лись особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.  Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

    Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по извест-ному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнооб-разят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать    речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной моноло-гической и диалогической речью.

Проблема:  ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ДЕТЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО, СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ В МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

 Гипотеза проекта: Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Тип проекта – познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети группы, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители.

 Цель проекта: Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способнос-         тей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширение, обогащение и активация словаря;
  • формирование правильной разговорной речи;
  • формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора;
  • способствовать усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на них.

 Развивающие:

  • развитие связной речи;
  • развитие слухового восприятия музыки, понимания содержания песенок, потешек, пестушек, звукоподражания;
  • побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности.
  • развивать усидчивость, умение слушать;
  • развивать интерес к драматизации.

Воспитательные:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных музыкальных  жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.

 Методы и формы проекта:  занятия,  игры-драматизации, досуги, развлечения, музыкальные занятия, консультативная работа с  родителями, свободная и  самостоятельная деятельность ( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

1 этап – подготовительный.

            Тщательный подбор материала, обусловленный возрастными возможностями и особенностями детей среднего дошкольного возраста; интеграции работы с различны-  ми направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, включать его во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды деятельности детей, насколько это возможно.

2 этап – собственно-исследовательский.

        * Использование  потешек для сна, кормления, прогулки и др.

Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфор-та.

               * Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастик. 

 Во время НОД и в свободное время. Это  народные игры «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес ходил»,. «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат» и др., что способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

                *Использование русских народных словесных игр.

              Их так и называют игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят («Гуси-лебеди», «У мед-

ведя во бору», «Огуречик», «Каравай», «Зайка» и др.).

              С помощью этих игр у детей развиваем  координацию, ориентацию в пространстве, развиваем координацию слов с движениями, согласовываем с темпом и ритмом речи, а также обогащается двигательный опыт детей, возникает желание выразительно двигаться,  быть аккуратным в движениях и перемещениях.

            В народных играх формируется умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения со взрослыми и со сверстниками, формируется умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

        *Использование в работе театрализованной деятельности

         Сначала прочитываем сказку.  Пересказываем сказку по ролям. Рассматриваем по нескольку раз иллюстрации к сказкам, просматриваем соответствующий мультфильм и наконец, драматизация сказки с использованием различных видов театра («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При участии детей в драматизации сказок развиваются коммуникативные навыки: умение вступать в диалог; умение обращаться

с вопросом, просьбой; умение отождествлять себя с ролью и т.д.

            *Использование  просмотра мультфильмов.

Это необходимо для зрительного восприятия сказок.

 *Разучивание колыбельных песен

«Баю-баю, баиньки»,  «Уж ты спи камушком», «Пальчик хочет спать», «Потешки

про котика» и др.Если дети слышат и поют  колыбельные песни, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.

3 этап – заключительный. 

            Анализируя свою работу, я сделала вывод, что устное народное творчество способствует не только звуковой культуре речи, но и умению регулировать темп, громкость, дыхание.         Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное нарядись!

 Чтобы год от года была у нас погода!

        Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. Дети научились перед обедом укладывать игрушки спать, петь им колыбельные. 

Потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих  слов, и многое другое.        Основой связной речи, заключающей в себе  различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны непол-

ные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика.

Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества

Статья о воспитании дошкольников средствами устного народного творчества...

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.

  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит н...

Становление речи старших дошкольников средствами устного народного творчества.

Главной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общен...

"Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества.

Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) ....

Выступление Гусевой М. А. на мастер-классе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" (17.03.2017)

Выступление музыкального руководителя Гусевой М.А. на мастер-классе для музыкальных руководителей города. Материал раскрывает понятия  духовно-нравственного воспитания, знакомит с жанровой систем...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ г. Ярославля 17.03.2017.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом " Д. Лихачёв....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...