«Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам интерактивных игр»
консультация по развитию речи на тему

Ахметзянова Оркыя Сабировна

мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kmo.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №106 «Забава»  

«Развитие речи детей дошкольного возраста

 по средствам интерактивных игр»

мастер-класс для педагогов ДОУ

учитель-дефектолог Ахметзянова О.С.

г.Набережные Челны-2017 г

Цель:

  • познакомить коллег с методами и приемами использования информационно коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста.
  • формировать желание коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИКТ;
  • выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

Задачи:

  • ознакомить с основными нормами ИКТ для реализации интеграции и внедрения информационных технологий в процессы воспитания и обучения;
  • сформировать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка;
  • обобщение знаний требования ФГОС ДО регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ;
  • довести информацию о соответствующих санитарные правила и нормы (СанПиН).

Значимость:

  • материал будет полезен педагогическим работникам для активизации использования информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми, а именно в развитии речи детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ;
  • реализация личностно- профессионального роста педагогов;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе.

Актуальность проблемы

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

В настоящее время многие педагоги в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии - технологии доступа к различным информационным источникам, помогающим в решении многих задач: в воспитательно – образовательной, коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Что же такое ИКТ?

 «Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: 
использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

     

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на  состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
• Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

Правила и нормы СанПин при использовании информационно – коммуникативных технологий.

По требованиям СанПин занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут. Но если использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

Практическая работа «Создание дидактической игры» с использованием программы SMART Notebook

   1.  Для запуска SMART Notebook нажимаем кнопку Пуск и в открывшемся Главном (стартовом) меню щелкнем команду Программы. Запускаем программу  SMART Notebook

    Ниже строки Заголовка на синей полосе  находится Строка меню.

Строка меню предоставляет доступ ко всем важным командам программы  SMART Notebook. Вы хотите вставить рисунок на слайд. Ключевое слово, здесь требуемое действие, то есть вставить. Какое меню вам нужно? Правильно - Вставка.

Вы хотите изменить фон документа. Следовательно, вы хотите работать с оформлением документа. Нужное вам меню - Формат.

2.Выбир дизайна.

    Можно из предложенных Тем, или использовать Стили фона, Формат фона (сплошная заливка, градиентная заливка, рисунок или текстура)

    Что касается выбора цвета фона, то психологи пришли к выводу о том, что определенный цвет влияет на психическое состояние человека. Если кратко изложить теорию цвета, то она выглядит следующим образом:

                                              ЦВЕТОВОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ  СЛАЙДА

   Теория цвета:

   красный –позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает агрессию и не учебное состояние;

   желтый -  лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для учеников младшего и среднего звена;

   зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайда воспринимается оптимально;

   синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;

   фиолетовый – не способствует запоминанию информации;

   белый -  способствует воспроизведению информации от 50 до 70%;

   черный – цвет агрессии и стресса;

  коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления;

   серый – вызывает тревогу.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что цвет фона лучше всего делать в светлых, пастельных тонах.

3. Заполнение первой страницы:

                                               заголовок слайда (Дидактическая игра);

                                              подзаголовок слайда (Что лишнее?).

4. Создание нового слайда Создать слайд. Выбираем макет содержимого Пустой слайд

 5. Вначале нужно на слайде разместить объекты. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком из папки их расположения. Для нашего примера добавляем картинки: художник, мольберт, краски, дрель.

 6. Нужно продумать каким образом к ним будет применена анимация и триггер.

(Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания.)

 По нашему замыслу надо сделать так, чтобы не нужное удалялось, а нужное оставались.

Задаем выбранную анимацию. Для этого на верхней панели Показ слайдов откроем Настройка анимации...

Кнопкой мыши выделяем нужные объекты. В области задач «Настройка анимации» щелкаем по кнопке «Добавить эффект».

Присваиваем им анимацию: дрели - анимацию выхода (исчезновение), мольберту и краскам - анимацию изменения размера.

  7. Создаем триггер (переключатель). В области задач «Настройка анимации» нужно щелкнуть стрелку рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду «Время».

  Нажимаем кнопку «Переключатели» в левой нижней части окна. Выберираем параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке». Будет отображен список. Выбрать нужный элемент из предложенного списка ( какому объекту применяем триггер- рисунок2).

8.  После создания презентации просмотрим ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберем Показ слайдов. По окончанию показа нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре верхнем левом углу), чтобы вернуться в предыдущий режим SMART Notebook.

Практическая работа «Как заставить объект в программе  SMART Notebook

 двигаться в нужном направлении»

  1. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком.

 2. Этот рисунок мы можем заставить двигаться по слайду, как пожелаем. Уменьшаем рисунок в размере. Перетаскиваем к краю слайда. Выделим его. Выбираем Анимация →Настройка анимации→Добавить эффект→Пути перемещения→ Нарисовать пользовательский путь→Рисованная кривая

   Появившимся карандашом рисуем от выделенного рисунка путь, по которому должен перемещаться этот рисунок.

   3.Добавим к движущейся картинке звук. В области задач «Настройка анимации» щелкнем стрелку справа рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Параметры эффектов, выберем звук аплодисментов, и подтвердим ОК. Теперь наш рисунок будет двигаться по указанному пути под аплодисменты. Можно выбрать и свою «озвучку», для этого в развернутом меню выбираем Другой звук. В презентации вы можете использовать два типа звуковых файлов: файлы с расширением MP3 и WAV.

   MP3-файлы наиболее распространены. Но эти файлы не встраиваются в саму презентацию, а устанавливаются как гиперссылки на файл. Звуки в формате .wav будет работать на любом компьютере, куда вы перенесете презентацию. Чтобы конвертировать звуковой файл в wav, можно воспользоваться  программой  «Онлайн ауди конвертер» или определенными действиями звук можно присвоить к слайду или к объекту на слайде.

   4.Просмотр презентации.

Практический показ применения ИКТ в работе с детьми.

1. Презентация

-Ребята, кто знает, что такое лес! (ответы детей)

-Вы знаете, одному человеку тоже задали такой вопрос. Хотите узнать, как он ответил? Он прислал нам свой ответ в видеописьме.

После просмотра презентации «Что такое лес?» снова задается вопрос:

-Подумайте и ответьте еще раз – Что такое лес?

2. Развитие фонематического слуха.

3. Игра «Узнай по голосу»

  Несколько педагогов в роли детей . Они на слух по голосу животного определяют, какое животное спрятано на экране.

4. Гимнастика для глаз «Игрушки на елочке»

 После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. 

5. Релакс  «Рыбки»

                                   

Применение в работе с детьми специально разработанных компьютерных игр.

    Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.
     Хорошо зарекомендовали себя такие  специально разработанные компьютерные программы, которые можно использовать на занятиях с детьми «Баба-яга учится читать», «Несерьезные уроки от 3-8», «Рекс в детском саду», «Трое из Простоквашино: Дядя Федор идет в школу», «Трое из Простоквашино: Шарик учит азбуку» и др.
     При коррекции и формировании фонетической стороны речи наши учителя-логопеды использует компьютерную программу «Игры для Тигры», где содержатся задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности каждого ребёнка.
У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
   В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю посредством сочетания различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей дошкольного возраста такие качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также учит их сопереживать, помогать герою программы.

     

Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

 

 Список использованной литературы:

  1. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. –  М.: Сфера, 2008.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
  6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. –  М.: Новая школа, 1997.
  7. Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.-
  8. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
  9. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации
  10. Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
  11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.
  13. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
  14. Интернет–ресурс: http://sad-berezka.ru/index.php/stati/92-interaktivnaya-doska-v-dou
  15. Интернет–ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/interaktivnye-igry-v-obrazovatelnom-protsesse-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества".

"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"....

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Проект на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он  заговорит. Ушинский К.Д.      Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития пам...

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...