Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Тесленко Татьяна Александровна

Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии "Путешествие по карте" для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsii_nod.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

 Калининского района  Санкт-Петербурга

               

Организация непрерывной образовательной деятельности
с использованием технологии

«Путешествие по карте»

               

  Старший воспитатель  

    Тесленко Татьяна Александровна

Санкт-Петербург

2017 год

Тема:  «В гости к кенгуру (в Австралию)»

Возрастная группа:  подготовительная

Задачи:

обучающие:

- сформировать у детей представление об Австралии как части света, познакомить с ее ландшафтом, занятиями жителей (овцеводством, охотой аборигенов), животными;

- учить составлять синквейны;

развивающие:

- развивать с помощью географической карты представления о земном шаре;

- совершенствовать речь, умение свободно и четко высказывать мысли;

- развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (во время бесед и дискуссий, в ходе эксперимента, с помощью книг и т. д.);

воспитательные: 

 воспитывать уважительное и бережное отношение к представителям животного мира планеты.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (сказки Р. Киплинга «Приключение старого кенгуру», А. Макалистер, Ч. Фьюдж «Вот ты где, Вомбатик!», Л. Риис «Про коалу Ушастика, черепаху Сарли и Карроинги-эму»);

Поиск информации детьми совместно с родителями о животных Австралии: коале, эму.

Оборудование:

 презентация «Путешествие в Австралию»; карта для детей «Животный и растительный мир земли», сундучок с контурными картами (по количеству детей), карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал), карта Земли (или глобус), цветные флажки для прокладывания маршрута на карте.

Ход деятельности:

-  На столе в группе лежит бутылка, внутри которой – письмо.
Часть письма размыта водой.

Воспитатель:

 Ребята, посмотрите на эту бутылку. Там внутри что-то есть. Как вы думаете, что? (Дети высказывают предположения.)

Воспитатель: Наверное, там письмо. Давайте достанем его. (Аккуратно вытаскивает из бутылки письмо.) Ой, часть текста размыта водой. Давайте прочитаем то, что видно: «Здравствуйте, друзья! Пишет вам кенгуру. Я живу на самом большом и красивом острове в далекой А…» Здесь часть текста размыта. «Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашими растениями и животными. Приезжайте. Ваш кенгуру». Нас в гости приглашает кенгуру. Но непонятно, где он живет. Где нам его найти? В нашей стране водится кенгуру?

Ответы детей.

Воспитатель: А где он обитает, как вы думаете?

(Дети высказывают предположения. Если они затрудняются с ответом,
воспитатель предлагает рассмотреть карту «Животный и растительный мир земли».)

Воспитатель: Да, кенгуру обитает в Австралии. А где находится Австралия? Покажите на карте.

(Дети показывают на карте Австралию.)

Воспитатель: Как вы думаете, кто еще обитает в Австралии? Кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотите побывать?

(Дети рассказывают, что они знают об Австралии.)         

Воспитатель: Давайте мы сейчас отправимся на родину кенгуру.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, нужно наметить его маршрут. Сначала найдем на карте место, где мы сейчас находимся, – это пункт отправления. Покажите на карте наш город, Санкт-Петербург.

(Дети показывают на карте (глобусе) место, где они живут.)

Воспитатель: Поставим на это место флажок. Второй флажок поставим на Австралию – это пункт прибытия. Оставшимися флажками проложим маршрут от пункта отправления до пункта прибытия.

Воспитатель: Давайте подумаем, на чем можно добраться до Австралии? (Показывает детям карточки с изображениями разных видов транспорта.) Может, на машине?

Дети: Нас много, в машину все не поместятся.

Воспитатель: Может, на автобусе или поезде?

Дети: Нет, автобус и поезд идут только по суше, а между нами и Австралией – океан. Значит, поплывем на лодке.

Воспитатель: На лодке или на корабле?

Дети: На корабле, потому что океан большой и лодка может затонуть.

Воспитатель: А на каком транспорте добраться до Австралии будет быстрее всего?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе отправимся в аэропорт. (Дети садятся на свои места.) Представьте, что мы на борту самолета и готовимся к отлету. Пристегнули ремни безопасности. Во время взлета и набора высоты нельзя вставать с мест и отстегивать ремни. Полетели!

Физкультминутка «Полет в Австралию»

Дети вслед за воспитателем проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.

Воспитатель:
В понедельник или в среду (Вращают руками, изображая моторы.)
Я в Австралию поеду! (Машут руками.)
Подружусь я с кенгуру, (Складывают руки в замочек.)
Поиграю с ним в игру! (Хлопают ладонями, поочередно каждой рукой, по коленям.)
Мышцы с ним понапрягаю, (Не разжимая кулаки, вытягивают пальцы.)
Попугаев попугаю! (Сжимают и разжимают кулаки.)
По тропинкам по горячим («Бегают» пальчиками по столу.)
Побежим мы и поскачем! (Топают ногами.)

-  Познавательно-исследовательская деятельность

(В процессе беседы на экране демонстрируется презентация «Путешествие в Австралию».)

Воспитатель:  Мы долетели до пункта назначения. Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. Ее берега омываются двумя океанами: Индийским и Тихим. Сейчас мы познакомимся с растительным миром Австралии.

В Австралии большие по протяженности эвкалиптовые леса. Они насчитывают до 600 разных видов эвкалиптовых деревьев. Эвкалипт называют «зеленым великаном»: он огромного размера, высота его более 100 м (примерно 25-этажный дом). Эвкалипт очень быстро растет: за один год вырастает почти на 5 м.

Это удивительное дерево, так как на разных ветвях растут листья различной формы: на молодых ветвях – округлой, а на ветвях постарше – жесткие, продолговатые, причем они всегда повернуты ребром к солнцу. Благодаря этому дерево долго может сохранять в себе влагу. Эвкалипт – вечнозеленое растение (как наша елка), но раз в году он меняет кору. После жаркого лета кора становится бурой, отходит от древесины ствола и падает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги. 

Австралия – одно из наиболее засушливых мест на земле, но многие растения приспособились к этому. Есть дерево, которое накапливает влагу внутри себя. Оно называется бутылочное дерево. Как вы думаете, почему оно так называется?

(На экране демонстрируется изображение бутылочного дерева.
Дети высказывают предположения.)

Воспитатель:  «Бутылочным» дерево назвали за его ствол. Он похож на толстую бутылку: достигает в высоту 15 м, расширяется внизу до 1,5–2 м. Сучья начинаются очень высоко, напоминая корни. Давайте на минуту представим, что мы – деревья.

Физкультминутка «Станем мы деревьями»

Дети вслед за воспитателем проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.

Воспитатель:
Станем мы деревьями – сильными, большими.
Ноги – это корни, их поставим шире. (Ставят ноги на ширине плеч.)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Ставят один кулак на другой.)
Из глубин подземных воду доставали. (Наклоняются, ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол, (Проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается. (Покачиваются на носках из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается (Поднимают над головой соединенные руки.)
Наши руки – ветки – (Раскрывают вверху ладони, разводя пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно, (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми вверх руками.)

Воспитатель: А теперь познакомимся с животными Австралии. Посмотрите на карточки-иллюстрации и отгадайте, о каком животном говорится в следующем стихотворении:

Заброшена Австралия почти на край земли,
Поэтому Австралию не так давно нашли.
А чтоб не потеряли их на век или на сутки,
Все жители Австралии с собою носят сумки.
Большие или маленькие, авоськи или сетки,
Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки. (А. Усачев) 
Какое животное носит с собою «сумку»?

Ответы детей:  (Кенгуру!) 

Воспитатель: Правильно! Поэтому его называют сумчатым животным. А что вы знаете о кенгуру? Как он выглядит, передвигается? Как ухаживает за детенышами? Чем питается? (Дети рассказывают, что знают о кенгуру. Воспитатель обобщает их ответы.)

Воспитатель: Кенгуру скачет на задних лапах, которые крупнее и сильнее, чем передние. Если кенгуру никуда не торопится, то передвигается на четырех лапах. Хвост у него длинный, толстый у основания. Во время прыжка кенгуру удерживает с его помощью равновесие, а в спокойном состоянии опирается на него. У него рождается один или два детеныша, которые 6–8 месяцев проводят в сумке у мамы. Питается кенгуру травой. Посмотрите, кто изображен на следующей картинке.

Дети:  Дикая собака динго.

Воспитатель: Как она выглядит? Чем отличается от обычных собак?

(Дети рассказывают, что знают о дикой собаке динго. Воспитатель обобщает их ответы.)

Воспитатель: Динго – дикая собака. В Австралии запрещено держать динго в качестве домашних животных. Они не умеют лаять, но способны рычать и выть. Это хищные животные: питаются ящерицами, птицами, кроликами, нападают на кенгуру. Любят овец, поэтому австралийские фермеры борются с ними. Расскажите, каких еще животных Австралии вы знаете?  (Ответы детей).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает детям 4 картинки с изображением животных (собаки динго, жирафа, коалы, кенгуру). Дети находят среди них «лишнюю» и объясняют почему.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового? Куда бы вы еще хотели отправиться в путешествие?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте в конце путешествия составим синквейн об Австралии. Что такое синквейн?

(Дети отвечают. Воспитатель поправляет их, обобщает и дополняет ответы.)

Воспитатель: Я вам напомню, что Синквейн (от франц. слова – «пять») – это стихотворение, состоящее из 5 строк. В нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит правильно использовать понятия и высказывать свое отношение к ним всего в пяти строках. Другими слова, все, о чем мы сегодня с вами говорили, нужно представить в 5 строках. Но сначала нужно выбрать главное понятие. Про кого будем составлять синквейн?

Схема синквейна

Пример синквейна

1-я строка – 1 существительное (ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна)

Кенгуру

2-я строка – 2 прилагательных (описание темы в двух словах, характеризующих данное понятие)

Быстрый, забавный

3-я строка – 3 глагола (описание действия в рамках темы тремя словами)

Прыгает, опирается, питается

4-я строка – короткое предложение из 4 слов (раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора)

Носит своего детеныша в сумке

5-я строка – 1 слово, синоним к первому слову (обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием)

Млекопитающее

- Воспитатель выносит сундучок: посмотрите, какой интересный сундучок. Как вы думаете, что там?

(Дети высказывают предположения. Воспитатель достает из сундучка контурные карты.)

Воспитатель: Возьмите эти контурные карты домой и закрасьте на них вместе с родителями Австралию (одним цветом по выбору). Потом наклейте подходящие «метки» (например, картинки животных или растений). Попросите родителей помочь вам.

(Это задание воспитатель может предложить детям также на занятии в группе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации непрерывной образовательной деятельности детей в 1 младшей группе

Технологическая  карта организации  непрерывной  образовательной  деятельности детей в 1 младшей группе...

Технологическая карта организации непрерывной образовательной деятельности детей во второй группе раннего возраста по теме «Моя семья»

Познакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, отвечать на вопросы воспитателя; закреплять умение называть свое имя....

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (с использованием мимио-технологий) «Путешествие по сказкам» (Средняя группа)

middot;         вызвать интерес у детей к сказочному персонажу;·         развивать зрительное и слуховое внимани...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Технологическая карта (конструкт)организации непрерывной образовательной деятельности с детьмипо образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Что в сундуке найдется, вам отгадывать придется!"

Возрастная группа:  6-7 лет.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Виды деятельности: музыкальная ( музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных ин...

Конструкт интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» Тема: Путешествие по городу Архангельску.

Турусинова Марина АндреевнаМБДОУ №186 «Веснушка»Конструкт интегрированной непосредственно образовательнойдеятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»Тема: Пу...