Составление описательных рассказов.
консультация по развитию речи на тему

Данная консультация поможет педагогам правильно научить  дошкольника составлять описательные рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx868.26 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательных рассказов.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
На занятиях воспитатель учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т. е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный  рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д.

Сравнительное описание предметов

ОПИСАНИЕ  — особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного  образа объекта, признаки и свойства которого  раскрываются в определенной последовательности.

  При обучении детей  оставлению  описания  предметов решаются следующие задачи:

  • развитие  умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

   С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; обучение развернутому описанию предметов.

    При проведении подготовительных упражнений  основное внимание уделяется развитию у детей  сенсорного восприятия, навыков  элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки  на употреблении ими фразовой речи при ответе ими на вопросы педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнению предметов по основным признакам,  упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом  зрительного и тактильного восприятия предметов.

        При проведении упражнений на сравнение предметов  предварительно уточняются понятия формы,  цвета и других отличительных признаков.  Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком ( пирамидки разного цвета, но одной формы и величины), затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака.

        После серии таких занятий дети переходят  к более развернутому описанию предметов  по предваряющему плану- схеме. Вначале определяется объект описания, затем идет перечисление признаков в указанной последовательности. Завершается описание указанием  на принадлежность предмета к определенной  группе, на его назначение, приносимую пользу.

 Например:

1Что это?      ПОМИДОР

2.Отличительные признаки: форма( круглый), цвет( красный),  размер( большой), вкус( сочный), место произрастания( в огороде, на грядке, на кустах).

3. Назначение предмета, отнесение к соответствующей группе, приносимая польза( это овощ, его употребляют в пищу, в нем много витаминов).

      Эффективным  является прием   ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОПИСАНИЯ   педагогом и ребенком двух однотипных предметов. Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется  как в начале обучения, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы.

                               Например:

 ПЕДАГОГ:                                                                     РЕБЕНОК:

Это кошка.                                                                 У меня тоже кошка.

У меня кошка серая,                                                 У меня кошка вся черная.                                      

  с черными полосками.

Лапки у нее беленькие.                                             Лапки беленькие.

Шерсть у кошки мягкая,                                        Шерсть у кошки пушистая.

пушистая.

Ушки маленькие, острые.                                       Ушки острые.

Глаза у нее зеленые.                                                  Глаза зеленые, как огоньки.        

У кошки длинные усы.                                             У нее большие усы.

     

   По мере усвоения непосредственно воспринимаемого материала рекомендуется вводить в обучение новые виды работ: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

 Также в развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется (какую пользу приносит)?
  • за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

 Например,  сравнительное описание лисы и зайца:

«Лиса и заяц - это дикие животные, они живут в лесу. У лисы дом-нора, у зайца- нет дом под любым кустом.  Заяц - маленький, а лиса - побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. У зайчика хвост короткий, а у лисы длинный. Уши у зайца длинные, овальные, а у лисы – короткие, треугольные. Заяц - травоядное животное, а лиса - хищник.»

Предлагается   использовать в работе поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов   по методикам педагогов В.П. Глухова,  В.К. Воробьёвой,  Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко:

  • Подготовительные упражнения к описанию предметов.
  • Описаие предметов по основным признакам.
  • Самостоятельное развернутое описание предмета.
  • Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания.

Различные виды схем,  используемые в работе по составлению описательных рассказов и сравнительному описанию предметов.

http://cs628818.vk.me/v628818698/4ff5/clZ7d5o-8Og.jpghttp://top-bal.ru/pars_docs/refs/81/80067/80067_html_43b3ce6a.png

http://www.irinadeeva.ru/pedkopilka/12.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/abf98c9ac508322a62460a07b5e2fff7.jpg.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-HreISSLsMH8/UzWqkSZVKVI/AAAAAAAAEEs/mMSqLqHyVF0/s1600/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B01-640x487.jpg

http://festival.1september.ru/articles/570499/img3.gif

http://static.wixstatic.com/media/913da0_0458506b176a4f12a0ac754f160be3a2.jpg

http://ffre.ru/files/204/f039008decae149ba34c8803cfea1647.html_files/rId17.jpg