Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. На развитие речи влияют следующие факторы: этнокультура (в городе живут люди разных национальностей), семьи социально запущенные, в таких семьях у родителей нет времени на ребенка, влияние телевизора (дети зачастую из мультфильмов перенимают способы общения друг с другом), загруженность детей (современные родители часто по максимуму нагружают ребенка кружками, занятиями, в результате обычного общения ребенку не хватает). К этим проблемам необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику.
Развитие речи посредством художественной литературы. Цель: Развитие речи с помощью художественной литературы и формирование представлений об окружающем мире на основе литературных произведений.
· оформление «Книжных уголков». В «Книжных уголках» должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей,
· оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
· выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Более подробно остановлюсь на работе с сюжетными картинками.
· В задании «Продолжи сказку» - первая картинка открыта. Дети должны рассказать сказку.
· В задании «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Детям дается задание узнать, что пропустили, и рассказать сказку.
· Задание «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее,
Развитие речи средствами дидактических игр. Перечислю некоторые виды игр:
· «Кто что делает» ,
· «Сравнение»,
· “Исправь ошибку”,
· «Опиши, одним словом»,
· «Кому что нужно»,
· «Четвертый лишний»,
· «Уменьшаем и увеличиваем»
· «Профессии»
· Собери пословицу
· Рассказы по рисункам
Предлагаю поиграть в одну игру «Карточки». Цель: развивать внимание, воображение, память, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Я буду показывать карточки, и задавать вопросы, Вы должны будете ответить на вопросы:
· Что с этим можно делать?
· Для чего это предназначено?
· Как это используют?
· Это овощ или фрукт?
· Что изображено на картинке?
· Как это используют?
· Что можно налить в тарелку?
· Для чего используют это?
· От чего защищает кепка?
· Что можно приготовить из капусты?
· Что можно налить в бокал?
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас дошкольников, также они используются для закрепления словаря детей (глаголы, существительные, прилагательные…). У ребенка развивается речь, внимание, память, навыки общения со сверстниками
Развитие речи посредством театрализации, которые развивают речь, развивает умение перевоплощаться в образы сказочных героев, обогащает словарный запас детей. Цель: учить строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;
Развивать речевые контакты ребёнка с взрослыми и детьми.
Комментарий к фотографиям: обыгрывание сказки «Теремок»,
у нас в группе есть следующие виды театра: дисковый театр, кукольный театр, пальчиковый театр,
различные маски животных. «Обыгрывание сказки «Маша и медведь»
Метод проекта. Проект даёт возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Мы с ребятами готовили проект на тему: « Ознакомление с творчеством А. Л. Барто.»
Цель проекта: знакомство с творчеством А. Л Барто, развивать коммуникативные и творческие способности, создание продукта деятельности.
Задачи проекта:
· Работать над выразительной речью детей.
· Учить стихотворения А.Барто
· Активизировать деятельность родителей в процессе разучивания стихов с детьми и изготовлении рисунков и по
Формы работы:
· Знакомство с биографией и творчеством Агнии Львовны Барто
· .Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из цикла « Игрушки», рассматривание иллюстраций.
· .Игры драматизации: «Бычок», «Зайка», «Мяч»
· изготовление работ совместно с родителями на тему: «Нарисуй стихотворение», поделк
Комментарий к картинке: родители совместно с детьми рисовали и делали поделки по прочитанным стихотворения
Комментарий к диаграмме: Таким образом к концу учебного года, мы получили следующие результаты : высокий уровень 40% средний уровень 30%, низкий уровень, 30 %.
Вывод
· Во время использования различных форм речевой работы дошкольники получают опыт общения со сверстниками и взрослыми. У детей развивается воображение, внимание, память, самостоятельность, дети учатся договариваться, дети делятся впечатлениями, выражают свои потребности, обогащается словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу»
В ходе формирования опыта работы с детьми по теме «Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу» была изучена следующая литература:
1.Шорохова О.А. «Речевое развитие ребенка».
2Алябьева Е.А «От слова к диалогу».
3.Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
4.Рудик О.С. «Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности».
5.Ушакова О.С. «Развитие речи детей».
6.Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».
7.Щадрина Л.Г., Фомина Е.П «Развиваем связную речь»
8.Щипицина Л.М «Азбука общения».
Слайд 1.Тема: Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу
Слайд 2. Так в своей работе с дошкольниками по развитию коммуникативных умений я ориентируюсь на ФГОС ДО и ставлю следующие задачи:
- Формировать у детей потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, формировать умение выражать свои эмоции и распознавать эмоции других, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря;
- воспитание интереса к художественной литературе;
Слайд 3. Актуальность
Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. На развитие речи влияют следующие факторы: этнокультура (в городе живут люди разных национальностей), семьи социально запущенные, в таких семьях у родителей нет времени на ребенка, влияние телевизора (дети зачастую из мультфильмов перенимают способы общения друг с другом), загруженность детей (современные родители часто по максимуму нагружают ребенка кружками, занятиями, в результате обычного общения ребенку не хватает). К этим проблемам необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику.
Слайд 4.
При мониторинге речевого развития детей возникла проблема: у 54 % дошкольников недостаточно развита речевая активность. Поэтому я поставила следующую цель:
Слайд 5.
Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников через художественную литературу.
Слайд 6
Мне бы хотелось рассказать Вам о некоторых формах работы подробнее: Развитие речи посредством художественной литературы. Цель: Развитие речи с помощью художественной литературы и формирование представлений об окружающем мире на основе литературных произведений.
- оформление «Книжных уголков». В «Книжных уголках» должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей,
- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
- выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Более подробно остановлюсь на работе с сюжетными картинками.
Слайд 7
- В задании «Продолжи сказку» - первая картинка открыта. Дети должны рассказать сказку.
Слайд 8
- В задании «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Детям дается задание узнать, что пропустили, и рассказать сказку.
Слайд 9
- Задание «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее,
Слайд 10
Развитие речи средствами дидактических игр. Перечислю некоторые виды игр:
- «Кто что делает» ,
- «Сравнение»,
- “Исправь ошибку”,
- «Опиши, одним словом»,
- «Кому что нужно»,
- «Четвертый лишний»,
- «Уменьшаем и увеличиваем»
- «Профессии»
- Собери пословицу
- Рассказы по рисункам
Предлагаю поиграть в одну игру «Карточки». Цель: развивать внимание, воображение, память, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Я буду показывать карточки, и задавать вопросы, Вы должны будете ответить на вопросы:
- Что с этим можно делать?
- Для чего это предназначено?
- Как это используют?
- Это овощ или фрукт?
- Что изображено на картинке?
- Как это используют?
- Что можно налить в тарелку?
- Для чего используют это?
- От чего защищает кепка?
- Что можно приготовить из капусты?
- Что можно налить в бокал?
Слайд 11
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас дошкольников, также они используются для закрепления словаря детей (глаголы, существительные, прилагательные…). У ребенка развивается речь, внимание, память, навыки общения со сверстниками
Слайд 12
Развитие речи посредством театрализации, которые развивают речь, развивает умение перевоплощаться в образы сказочных героев, обогащает словарный запас детей. Цель: учить строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;
Развивать речевые контакты ребёнка с взрослыми и детьми.
Комментарий к фотографиям: обыгрывание сказки «Теремок»,
Слайд 13
у нас в группе есть следующие виды театра: дисковый театр, кукольный театр, пальчиковый театр,
Слайд 14
различные маски животных. «Обыгрывание сказки «Маша и медведь»
Слайд 15
Метод проекта. Проект даёт возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Слайд 16
Мы с ребятами готовили проект на тему: « Ознакомление с творчеством А. Л. Барто.»
Цель проекта: знакомство с творчеством А. Л Барто, развивать коммуникативные и творческие способности, создание продукта деятельности.
Задачи проекта:
- Работать над выразительной речью детей.
- Учить стихотворения А.Барто
- Активизировать деятельность родителей в процессе разучивания стихов с детьми и изготовлении рисунков и поделок
Слайд 17
Формы работы:
- Знакомство с биографией и творчеством Агнии Львовны Барто
Слайд 18
- .Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из цикла « Игрушки», рассматривание иллюстраций.
Слайд 19
- .Игры драматизации: «Бычок», «Зайка», «Мяч»
- изготовление работ совместно с родителями на тему: «Нарисуй стихотворение», поделки.
Слайд 20
Комментарий к картинке: родители совместно с детьми рисовали и делали поделки по прочитанным стихотворениям
Слайд 21
Комментарий к диаграмме: Таким образом к концу учебного года, мы получили следующие результаты : высокий уровень 40% средний уровень 30%, низкий уровень, 30 %.
Слайд 22
Вывод
- Во время использования различных форм речевой работы дошкольники получают опыт общения со сверстниками и взрослыми. У детей развивается воображение, внимание, память, самостоятельность, дети учатся договариваться, дети делятся впечатлениями, выражают свои потребности, обогащается словарный запас детей.
Слайд 23
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/05/picture-308947-1380970235.jpg)
Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»
Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/07/picture-652613-1438973096.jpg)
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/01/picture-1048191-1533137804.jpg)
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского са...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1012218-1518682611.jpg)
Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие
общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1215247-1581528053.jpg)
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-1206056-1579005816.jpg)
Статья "Развитие связной речи дошкольников через художественную литературу"
В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления....
- Мне нравится (1)