"Развитие речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС"
материал по развитию речи на тему

Антонова Елена Валерьевна

Представлены виды игр-занятий, которые я ежедневно использую в своей работе с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

   Детей третьего года отличает высокая речевая активность. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.

   Развитие речи детей раннего возраста осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение детей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня я стараюсь находить время для индивидуального общения с каждым ребёнком.

   В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательного - сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи. Именно поэтому в данном руководстве речевое развитие дается в единстве с познавательным.

   Виды игр-занятий по развитию речи с детьми раннего возраста, которые я использую в своей работе.

а) в зависимости от ведущей задачи:

- по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);

- занятия по ознакомлению с художественной литературой

б) в зависимости от применения наглядности:

- занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т. д.)

- занятия с применением изобразительной наглядности, где в качестве наглядных средств использую игрушки (показ одной игрушки с целью с ознакомления с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства и различия между ними; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек «Чудесный мешочек»; отыскивание и перебежки с целью рассматривания и рассказывания об игрушках и др.);

- занятия, где в качестве наглядных средств использую изображение предметов, игрушек на картинках (индивидуальные занятия – с одной картинкой; с двумя картинками - количество картинок увеличивается до 6-8 и более). Постепенно вводятся картинки, на которых знакомые предметы изображены в действиях. «Посмотрите, вот куколка сидит. Кукла спит в кроватке». При повторных показах следует задавать вопросы: «Таня, что на этой картинке? Что делает кукла?». Затем занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе картинок объясняю основной смысл изображенного, раскрываю сюжет.

   В работе с детьми раннего возраста по развитию речи широко использую художественное слово. Особенно произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками, я использую наглядность (показываю движения, действия сама или привлекаю для этого игрушки). Ребенка учу слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

Виды речевой деятельности, которые я использую вне игр – занятий:

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Словесные поручения.

3. Дидактические игры.

4. Упражнения.

5. Разговоры.

6. Наблюдения.

7. Рассказывание.

8. Заучивание.

9. Показ театра.

10. Рассматривание игрушек.

11. Выполнение действий по словесным инструкциям.

12. Естественное общение в бытовой, практической, игровой деятельности.

 

Методы и приемы развития речи детей раннего возраста.

Наглядные: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений,

заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,

рассказывание с опорой на наглядный материал.

Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, хороводные игры.

  Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:

  • многократное повторение речевого материала;
  • паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;
  • вопросы к ребенку;
  • использование стихотворных текстов;
  • использование текстов с повторяющимися элементами;
  • договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;
  • ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);
  • ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);
  • договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;
  • использование иллюстраций к текстам;
  • обыгрывание текста.

   Перечисленные мною приемы повышают эффективность занятий, способствуют развитию активной речи детей.

   В заключение еще раз хочу напомнить о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с 1 сентября 2013 года дошкольное образование...

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал об особенностях развития речи дошкольников раннего возраста....

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал по речевому развитию детей раннего возраста....

Статья " Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС "

      Развитие речи в дошкольников является многоаспектным процессом.Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающим...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС...