Организованная образовательная деятельность по теме «Моя земля навек родная, Традиций нам не счесть твоих» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Григорьевых Регина Нафисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_tat_folklor.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей ДОУ

Нижнекамского муниципального района

Организованная образовательная деятельность

по теме: «Моя земля навек родная,

                             Традиций нам не счесть твоих»

(средняя группа)

Григорьевых Регина Нафисовна

                                       СЗД

                                                                                   Рыдаева Нина Александровна

                                                                  воспитатель первой

                                                                                   квалификационной категории

                                                                                     Спиридонова Розия Хакимовна

                                                                                музыкальный руководитель

                                                                              первой квалификационной

                                                 категории

пгт Камские Поляны 2016 год

Тип: интегрированная деятельность.

 Вид: интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие. Музыка», «Физическое развитие».

 Тема: «Моя земля навек родная,

              Традиций нам не счесть твоих».

 Возраст: 4-5 лет.

 Предварительная работа с детьми:

Чтение русских и татарских народных сказок, стихотворений; слушание русской и татарской народной музыки; рассматривание иллюстраций; знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского и татарского народа, разучивание потешек, народных игр; рисование простейших узоров татарского и русского орнамента; аппликация по теме: «Матрешка», «Тюбетейка», «Сапожок», «Укрась блюдечко»; дидактические игры: «Составь узор», «Узнай узор», «Продолжи рисунок»; с/р игра: «Веселая ярмарка»; хороводные игры: «Паучок», «Матур кай».

 Материал к ООД:

Создание развивающей среды: русская и татарская деревни; мультимедийная доска, слайды с изображением элементов национальной одежды, национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, предметов быта, магнитофон, диск с национальной музыкой, национальные женские и мужские костюмы, татарское национальное блюдо баурсак.

 Словарная работа: Россия, Республика Татарстан, камзол, ичиги, калфак, печь, ухват, сито.

 Методические приемы:

 1 Наглядный: на мультимедийной доске изображения по теме, двигательная импровизация.

 2 Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям, слушание, объяснение, поощрение,   индивидуальное обращение.

 3 Игровой: пальчиковая гимнастика «Солнышко», игровая ситуация: «В деревню, в гости», дети в национальных костюмах, русская народная игра «Паучок», татарская национальная игра «Матур кай»

 Структура:

1 Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

2 Чтение стихотворения о России.

 3 Игровая ситуация: «В деревню, в гости» (Шереметьево).

4 Импровизация потешки «Едем, едем на тележке…»

5 Русская  народная игра «Паучок».

6 Отгадывание загадок о предметах быта.

7 Игровая ситуация: «В деревню, в гости» (Уратьма).

8 Чтение стихотворения о республике Татарстан.

9 Татарская национальная игра «Минле бай»

10 Итог.

11 Сюрпризный момент: хозяюшка угощает детей татарским национальным блюдом баурсак.

Программное содержание:

1 «Социально – коммуникативное развитие»: Побуждать детей к использованию в речи фольклора (потешки, загадки, хороводы, заклички). Воспитывать навыки культуры общения: доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать совместно. Вовлечь родителей в деятельность по ознакомлению детей с татарским и русским фольклором.

2 «Познавательное развитие»: Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Продолжать знакомить с национальными костюмами, особенностями орнамента. Расширять знания о нашей многонациональной Родине. Воспитывать уважение  и поддерживать интерес к культурному наследию народа.

3 «Речевое развитие»: Развивать умение поддерживать беседу, умение отвечать на вопросы простейшими видами сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

4 «Художественно – эстетическое развитие»: Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии татарских и русских музыкальных произведений.

5 «Физическое развитие»: Здоровьесберегающие задачи: следить за осанкой детей, использовать смену деятельности детей во время проведения образовательной деятельности.

                                         

                                                   Ход ООД: 

Дети заходят в зал.

1слайд

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, гости желанные! Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?

Дети: Солнышку!

Воспитатель: Давайте его поприветствуем. А помогут нам в этом наши пальчики.

- Здравствуй, солнце золотое!

(Дети загибают большой палец)

- Здравствуй, небо голубое!

(загибают указательный палец)

- Здравствуй, вольный ветерок!

(загибают средний палец)

- Здравствуй, маленький дубок!

(загибают безымянный палец)

- Мы живём в родном краю!

(Сгибают и разгибают мизинец)

- Всех я вас приветствую!

(Разводят руки в стороны)

2 слайд

Воспитатель: Солнышко так ярко засветило после вашего приветствия.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим- степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой- оленевод.

Один кумыс готовит, другой- готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

Воспитатель:

-Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы и рассуждения детей.)

-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей республике.

-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского и русского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности. Вы все вместе живете дружно: играете, гуляете, ходите в детский сад.  Чтобы поближе познакомиться  с культурой, обычаями и традициями, этих народов предлагаю отправиться в гости в деревню.

Давайте с вами запряжём лошадку и поедем в гости. (Дети держат в руках воображаемые вожжи.  Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади.)

- Поехали:

Едем-едем на тележке

Распевать в лесу потешки,

Ручеёк журчит: Буль-Буль-Буль,

Едем-едем на тележке

Распевать в лесу потешки:

Белочка на веточке орешки грызёт:

Цок-цок-цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт: ух!

Долго-долго ехали, наконец, приехали!

В ямку-ух! А там-петух!

3 слайд

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами оказались в русской деревне.

Выходит хозяюшка.

Хозяюшка: - Кто это кричит? Я думала петушки, а это ребятки.

Здравствуйте, гости дорогие,

И маленькие и большие!

В гости вас я ждала,

Славно зал я убрала!

Проходите, присаживайтесь.

-Здравствуйте хозяюшка!

Ребята, а вы заметили какой необычный наряд у нашей хозяюшки?

- Хозяюшка расскажите нам о своём наряде!

4 слайд

 Хозяюшка: 

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина.

Но выходила на праздник она

5 слайд

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

6 слайд

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Воспитатель: На Руси женщины носили белую льняную рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Паучок». (Дети встают в круг).

 Для этого нам нужно выбрать водящего.

Ехал мужик по дороге сломал колесо на пороге.

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей,

Не задерживай наших людей!

Считаем до пяти, пятый водит.)

Водящего сажают на стул в центр круга и говорят слова:

Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки.

Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает себе пару и они танцуют, а все остальные хлопают и подбадривают их..

 Хозяюшка:  Я приготовила для вас загадки. Только, чур, хором не кричать,  спокойно отвечать. Воспитатель читает загадки:

        Рогат, а не бык,

        Хватает, да не сыт

        Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

7 слайд

                        (Ухват.)

Воспитатель: (Обращается к отгадавшему) А теперь подумай, что с этим предметом можно сделать?

Ребёнок: Я беру ухват и ставлю горшок в печь.

Воспитатель: Новая посуда,

                А вся в дырках.

                        (Сито.)

8 слайд

 (Расскажите и покажите, как  им пользоваться.)

Ребёнок: Я ситом просеиваю муку.

Воспитатель: Стоит толстячёк,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

9 слайд

                (Самовар.)

Расскажите про это.

Ребёнок: Я пью чай из самовара. (Я наливаю кипяток из самовара)

Воспитатель: Стоит изба из кирпича,

                То холодна, то горяча.

10 слайд

                                (Печь.)

А теперь про печь расскажите.

Ребёнок: Я топлю печь. (Я разжигаю печь дровами.)

Воспитатель: Верчусь, кручусь,

                Под руками тружусь

11 слайд

                                (Скалка.)

 (Покажем и расскажем.)

Ребёнок: Я скалкой раскатываю тесто.

Хозяюшка: Какие замечательные помощники у нас  подрастают.

Молодцы ребята! А сейчас пришла пора прощаться. До свидания!

Отправляемся  в татарскую деревню.

Давайте с вами запряжём лошадку и поедем в гости. (Дети держат в руках воображаемые вожжи. Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади.)

- Поехали:

Едем-едем на тележке

Распевать в лесу потешки,

Ручеёк журчит: Буль-Буль-Буль,

Едем-едем на тележке

Распевать в лесу потешки:

Белочка на веточке орешки грызёт:

Цок-цок-цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт: ух!

Долго-долго ехали, наконец, приехали!

В ямку-бух! А там-петух!

12 слайд

 Воспитатель: Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края

Где б так же почитали их.

Воспитатель: Ребятки, о чем стихотворение?

Дети: О республике Татарстан, родине.

 Воспитатель: Правильно ребятки, значит мы попали в татарскую деревню.

Выходит хозяюшка: Исэнмесез! Здравствуйте!

Дети: Исэнмесез!

13 слайд

Хозяюшка: Я сегодня в праздничном наряде,

 Мой костюм из бархата, парчи,

 И калфак пойетками играет,

 Будто звезды в сказочной ночи.

14 слайд

 Золотые серьги, ожерелье,

 Бусы и серебряный браслет,

 Пояс из каменьев драгоценных

 И звенит нагрудник из монет.

15 слайд

 Вышитые бисером воланы,

 Будто речка вьется на бегу,

 Фартук мой, украшенный цветами,

 Будто сад зеленый на снегу.

 На камзоле яркие фигурки,

 Вышиты узоры птиц, ростков,

 Золотыми нитями играют

 И луна, и лепестки цветов…

16 слайд

 Стежки заиграли мишурою,

 Моему костюму много лет,

 В нем душа татарского народа,

 Зарево одержанных побед.

17 слайд  (Татарская национальная обувь)

18 слайд

Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, тюльпаны, листья, веточки.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы.

Игра «Минле бай»

 Хозяюшка: Молодцы ребята! А я приготовила для вас угощенье! Татарское национальное блюдо Чак-чак!

Дети: Рэхмэт! Саубулыгыз!

Воспитатель:  А нам пора запрягать лошадей и отправляться в группу. (Дети держат в руках воображаемые вожжи. Цокают языком, имитируя цоканье копыт лошади)

 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

Конспект организованной образовательной деятельности тема:"На День рождение к Лунтику" /средняя группа/

«На день рождение к Лунтику»Конспект ООД в средней группе по ФЭМПИнтеграция образовательных областей: Познание/Коммуникация/Социализация/Художественное слово.Цель:1. Воспитывать доброжелательные отнош...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Тема: «Путешествие в удивительную сказку».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Тема: «Путешествие в ...

Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькие жители Земли».

Конспект организованной образовательной деятельности о насекомых для детей старшего возраста....

Организованная образовательная деятельность "Наш дом - Земля" подготовительная группа

Цель: Дать детям  знания об окружающем мире  на тему «Моя Земля»:  планеты, материки, страны, города....

Конспект Организованной образовательной деятельности, проведённой в рамках недели безопасности в ДОУ во 2-й младшей группе образовательная область: Познание (окружающий мир) Тема: «Опасные предметы ».

Тема: «Опасные предметы ». Цель: Формирование осторожного и  осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуации.Задачи:&ndash...