Конспект НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ткаченко Елена Юрьевна

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста

"Все мы очень любим зимушку-зиму..."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста

"Все мы очень любим зимушку-зиму..."

Цель и задачи:

  1. Учить составлять сложный рассказ по картинке, соблюдая последовательность, точность и выразительность.
  2. Развивать связную монологическую речь.
  3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях зимой.
  4. Развивать способность самостоятельно придумывать события.
  5. Активизировать словарь признаков.
  6. Развивать коммуникативные и речевые навыки.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за играми детей на прогулке.
  2. Знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме.
  3. Разучивание стихотворений о зиме.
  4. Рассматривание картин, иллюстраций о зиме.
  5. Ручной труд: изготовление снежинок, елочек.

Материал и оборудование:

  1. Игрушки: снеговик, снежки;
  2. Кукольная одежда (шарф, рукавички, шапка);
  3. Демонстрационные картинки-приметы;
  4. Разрезанные картинки для составления рассказов;
  5. Оценки-снежинки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу Вас порадовать. К нам в гости кто-то пришел. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:

Что за нелепый человек
Пробрался в XXI век
Морковка – нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла.

Дети: Снеговик!

Воспитатель: Правильно, это снеговик. Он видел, как весело утром вы бежали в детский сад, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года. А какое? Почему зима любимое время года Снеговика?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: Снеговик хочет узнать о вашем отношении к зиме. Хорошо ли вам знакомо это время года? Вставайте-ка в кружок, сейчас мы поиграем. Я буду бросать вам снежок, а вы будете называть «зимние» слова или слова – ассоциации.

Дети: Зима, холодный, снег, холодно, снежная, лед, санки, блестящий, снежинки, сосульки, снегопад и т.д.

Воспитатель: Посмотрите-ка внимательно на Снеговика, что в нем изменилось? (Снеговик набросил теплый шарф, рядом появились рукавички, шапка). Как вы думаете, зачем он надел шарф и приготовил теплую одежду? Одежда для какого времени года? Какая одежда? (зимняя). Шапка какая? (зимняя). Шарф какой? (зимний). Варежки какие? (зимние).

Игры:

  • “На внимание”. Выставляются картинки с изображением зимней одежды. Затем дети закрывают глаза. Одна картинка убирается. Чего не стало?
  • “Что лишнее?” - игра на слуховое внимание.

Ушанка, панамка, шапка;

Сапоги, валенки, сандалии;

Шуба, сарафан, дубленка.

  • “Посчитай до пяти” - игра на внимание, развитие речи.

Одна варежка, две варежки, 3 - …, 4 - …, 5 - …

Один шарф, 2 - …, 3 - …, 4 - …, 5 - …

Одна шуба, 2 - … и т.д.

Воспитатель: Мы с вами уточнили, что зимой надо одеваться в теплую зимнюю одежду. Тогда нам и не страшен мороз.

Физкультминутка “Мороз”:

Воспитатель:

Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели
Все что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу…

Дети:

Не боимся мы пороши (грозят пальцем)
Любим снег – хлопок в ладоши (хлопают)
Руки в стороны, по швам (выполняют движения)
Хватит снега вам и нам (разводят руками в стороны)
Мы теперь метатели – 
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок! (имитация броска правой рукой)
Прямо в цель летит снежок! (имитация броска левой рукой)

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Снеговик приготовил вам новое задание: картинки-приметы. Вы знаете приметы и  поговорки о зиме. Сейчас глядя на картинку, подберите самую подходящую.

Игра: “Найди примету на картинке”.

  • Зимой солнце светит, но не греет;
  • В Январе висит много частых и длинных сосулек – урожай хороший;
  • Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом.
  • Снега надует – хлеба прибудет.
  • Иней не деревьях – к морозам.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, а почему это наш Снеговик расстроен и плачет!.. Снеговик говорит, что зима подарила ему ледяные картинки о зимних забавах, но они раскололись. Он просит вас помочь ему собрать картинки и придумать по картинке рассказ. Одна картинка – на двоих ребят. Договоритесь, кто будет начинать, а кто – продолжать рассказ. И не забудьте придумать название для своей картинки.

Воспитатель дает детям план рассказа:

  • Начало рассказа (какое время года изображено на картинке, какая погода?)
  • Чем ребята занимаются. Что они делают на картинке?
  • Что случилось дальше с ребятами. Чем все закончилось?

После каждого рассказа воспитатель дает оценку (оценки в виде снежинок), отмечая четкость композиции, содержательность, наличие образных средств.

Воспитатель: сейчас мы прощаемся со Снеговиком. В следующий раз мы отправимся с снежное королевство и узнаем как рождается снежинка.

Снеговик благодарит детей за рассказы, угощает их “снежками” (бизе, зефир), прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...