Конспект образовательной деятельности "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Попова Оксана Николаевна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_puteshestvie_v_zimniy_les.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект
образовательной деятельности для детей средней группы  

на тему: «Путешествие в зимний лес».

Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях.

Задачи:

I. Образовательные (Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие): 

1. Обобщить и систематизировать представления детей о зиме, её приметах, изменениях в природе.

2. Упражнять в умении рассказывать о времени года «зима» с использованием наглядных пособий («мнемоквадраты»).

3. Формировать навыки связно-речевых высказываний,  умение внимательно слушать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций, правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

4. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета – зимнего дерева с использованием трафарета (из листа салата).

5. Закреплять технические навыки: умение аккуратно наклеивать готовые формы на картонный лист бумаги по образцу.

II. Развивающие (Образовательные области: физическое развитие, Художественно – эстетическое развитие):

1. Развивать воображение, внимание, элементарное логическое мышление, мелкую моторику рук, чувство формы и композиции.

III. Воспитательные (Образовательная область: социально-коммуникативное развитие):

1.Воспитывать самостоятельность, инициативность, чувство единства, сплоченности при создании коллективной работы;

IV. Коррекционные (Образовательная область - физическое развитие):

1. Способствовать формированию правильной осанки.

2. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение во время прогулки  за  объектами живой и неживой природы.
  2. Беседы о зиме, о диких животных, зимующих птицах.
  3. Рассматривание иллюстраций о  зиме, с изображением зимнего леса.
  4. Словесные игры: «Подбери красивые слова», «Бывает – не бывает», «Один – много»,  «Исправь ошибки» и др.
  5. Чтение художественной литературы: сказка «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; Н. Носов «На горке»; Я.Аким «Первый снег», И. Суриков «Зима»;
  6. Дидактические игры «Улетают – не улетают»,  «Времена года», «Лото».
  7. Подвижные игры «Птички и автомобиль», «Кто, где живет», «Мороз – красный нос» и др.
  8. Изготовление снежинок, рисование зимних пейзажей.
  9. Подготовка фона для будущей коллективной работы «Зимний пейзаж».

   10.  Разучивание физкультминутки «Мы шагаем по сугробам».

  Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: письмо, картинки – символы (мнемоквадраты), мольберт, фон для работы форматом  А – 2, иллюстрация времени года зима.

Раздаточный материал: гуашь белого цвета,  кисти, стаканы с водой, бумага синего цвета, клеёнки, трафареты (лист салата), клей.

Ход:

1. Сюрпризный момент.

К детям приходит электронное письмо. Воспитатель показывает картинку с изображением пальмы и силуэта слона.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, от кого это письмо?»

Дети предлагают варианты ответа.

Воспитатель: «Я вам подскажу от кого это письмо – загадаю загадку.

Это что за великан,
Держит в хоботе  фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю ...! 
(Слон)»

Воспитатель:

- А где живёт слон? (в Африке)

- Вы хотите узнать, о чём говорится в этом письме?

«Дорогие  ребята! Я - слон. Зовут меня Тик-так. Я живу в далёкой Африке и  никогда не видел зимы. Мне очень хочется узнать и посмотреть, что такое настоящая зима. Пожалуйста, расскажите мне всё, что знаете».

- Как вы думаете, почему слон никогда не видел настоящую зиму? (в Африке не бывает зимы, там всегда тепло).

- Вы хотите помочь слону? (Да)

Мотивация: «Слон просит помощи».

Детская цель: Помочь слону узнать, что такое настоящая зима.

2. Ресурсный круг. Игровое упражнение «Красивые слова».

Воспитатель: Да, ребята, очень жалко слона, я с вами согласна, надо ему помочь, ведь он никогда не видел красоту зимней природы. А что мы знаем о нашей зиме, зима какая? Передаём снежинку по очереди друг другу и называем красивые слова.

 (Холодная, красивая, снежная, морозная, ветреная, интересная, тёплая, искристая, суровая, солнечная, пасмурная, серебристая).

- Молодцы, ребята, много слов вы знаете о зиме. А как же мы расскажем о нашей зиме слону?  

Дети предлагают варианты.

Дети: «Можно доехать на автобусе, машине, долететь на самолёте и рассказать слону о морозной зиме».

Воспитатель: «Хорошая идея, но я думаю, что мы вовремя не успеем вернуться домой, потому что слон Тик-так живёт очень далеко. Да и в дороге можно заблудиться.

Дети: «Можно написать письмо, нарисовать рисунок».

Воспитатель: «Давайте, ребят, напишем письмо и всё расскажем слону о нашей зиме. А рисунки помогут увидеть всю красоту зимней природы. Чтобы подробно описать в письме зимнюю природу я приглашаю отправиться на прогулку в лес».

3. Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Воспитатель: «Вставайте друг за другом, идём шаг в шаг, чтобы не заблудиться в лесу».

Мы шагаем по сугробам

Мы шагаем по сугробам,    (Дети идут, высоко поднимая ноги)

По сугробам высоким.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Посмотри, как блестит,       (Дети смотрят вокруг)

Под ногами снег хрустит.   (Топают ногами)

Дует, дует ветерок,              (Плавные движения рук вправо влево)

И летит, летит снежок,        (Плавные движения рук сверху вниз)

Закружился, заблестел,        (Кружатся)

Над полянкой полетал.         (Легкий бег врассыпную)

А потом на землю пал,         (Присесть, обнять колени).

Воспитатель: «Мальчики, покажите, какие высокие сугробы в лесу, девочки покажите, как кружатся, летят снежинки».

4. Речевой центр «Говорилка». Игровое упражнение «Бывает – не бывает».

Воспитатель: «Ребята, вот мы и попали в зимний лес. Очень тихо вокруг и холодно. А чтобы нам согреться, поиграем в игру «Бывает – не бывает». Если вы согласны, что зимой в природе такое бывает – хлопаете в ладоши, если не согласны – топаете ногами».

- Зимой на улице становится холодно;  Дети хлопают в ладоши.

- Зимой реки покрываются льдом; Дети хлопают в ладоши.

- Зимой идёт дождь; Дети топают.

- Зимой солнце светит, но не греет; Дети хлопают в ладоши 

- Зимой на деревьях распускаются листья.  Дети топают.

Воспитатель: Правильно, не бывает. А как бывает?

Дети: Зимой деревья стоят голые.

Воспитатель: Когда распускаются листья на деревьях?

 Дети: Весной.

5. Составление рассказа о зиме. 

Воспитатель: 

«Наши ноженьки устали.

На пенёчки мы пойдём

Посидим и отдохнём».      

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, для чего мы пришли в лес? Какая цель нашего путешествия?

Дети: Рассказать слону о зиме.

Воспитатель: Дети, у меня возникла проблема, я приготовила для вас картинки о зиме, но налетел сильный ветер и всё перепутал.  Надо выбрать только те картинки, которые подходят к времени года Зима.

Дети выбирают карточки только на зимнюю тематику.

Воспитатель: А сейчас, ребята, каждому из вас надо придумать предложение по своей картинке и рассказать нам.

 Дети по очереди подходят к магнитному мольберту и рассказывают о зиме.

Дети: 

- (1 картинка) Зимой на улице становится холодно.

-  (2 картинка) Реки покрываются льдом.

- ( 3 картинка) Зимой часто идёт снег.

- (4 картинка) Зимой ночи становятся длинней, а дни короче.

- (5 картинка) Зимой дует сильный и холодный ветер.

- (6 картинка) Зимой солнце светит, но не греет.

- (7 картинка) Зимой становится холодно. Перелётные птицы улетели в тёплые края, а зимующие птицы остаются с нами зимовать.

- (8 картинка) Деревья стоят голые.

Воспитатель: Посмотрите, рядом с каждым лучиком мы поставили картинку. Теперь мы соединим все предложения и у нас получится связный рассказ. А я возьму лист бумаги и буду записывать ваши рассказы.

Составление детьми рассказов «Зима» с помощью «мнемоквадратов» (2-3 рассказа).

Воспитатель: А остальные, кто не успел рассказать о зиме, расскажут вечером.

6. Центр творчества «Умелые ручки». Пальчиковая гимнастика «Весёлая кисточка».

Воспитатель: Наши рассказы о зиме готовы, пора возвращаться в детский сад.

Дети произносят волшебные слова.

Дети: Вокруг себя повернись, в детском саду окажись!

Воспитатель: Ребята, письмо мы написали, рассказали слону о зиме, а как мы покажем зимний?

Дети: Нарисуем рисунок

Воспитатель приглашает детей к столу, где приготовлен материал для рисования. 

Воспитатель: Нарисуем для слона красивую картину, чтобы он смог и увидеть всю красоту зимнего леса. Давайте приготовим свои пальчики для рисования, чтобы рисунки получились очень красивые.

Дети: Держим кисточку вот так (рука на локте, кисточку держать тремя пальцами   чуть выше её металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть! (Движения кистью руки в соответствии с текстом)
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом (Кисточку держат вертикально).
Закрутилась как волчок, (Выполняют тычки)
За тычком идёт тычок! (Без краски на листе бумаги).

7. Выполнение коллективной работы «Зимний пейзаж».
  Воспитатель вместе с детьми вспоминает способ рисования зимнего леса с помощью капустного листа.
Воспитатель
:

- Ребята, как вы думаете, для чего у нас на столе лежат листы салата?

(чтобы нарисовать дерево).

- Каким цветом будем рисовать? (Белым цветом)

- Почему? (Деревья зимой покрыты снегом)

- Как мы это будем делать? (Наносим краску на лист салата и прижимает к листку синего цвета)

- Что необходимо сделать, чтобы получился зимний лес? (Все деревья наклеить на один лист)

- Выбираем место на бумаге (фоне), куда будем приклеивать деревья, намазываем клеем и аккуратно прикладываем дерево, и, не сдвигая осторожно придавливаем салфеткой.

Воспитатель обращает внимание на алгоритм правильного рисования кистью.
Дети садятся за столы и рисуют по нетрадиционной технике «Зимний лес». Воспитатель оказывает индивидуальную помощь при выполнении работы.

8. Рассматривание детских работ.
Воспитатель: Красивый зимний лес у нас получился? А какое дерево вам больше всех понравилось? Почему?

Дети выбирают деревья.

9. Подведение итогов.

Воспитатель:

- Дети, а вы помните, кто нам прислал письмо и просил помощи? (Слон)

- К чему мы стремились сегодня, какая цель была нашего путешествия? (Рассказать слону о зиме)

- Как вы считаете, теперь слон узнает, что такое настоящая зима? (Да)

10. Оценка своей деятельности. Игровое упражнение «Солнышко и тучка».

Воспитатель: Пусть сейчас каждый из вас вспомнит, что он делал сегодня, что получалось особенно хорошо, что было трудно. Если у вас сегодня всё получалось, не было трудно, то возьмите солнышко. Если не всё получалось, какие – то задания было трудно выполнять, то возьмите тучку.

Дети выбирают картинки, рассказывают, что понравилось, что было трудно.

Воспитатель: А кто сегодня особенно старался? Почему вы так считаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе образовательная область:«Познавательное развитие ФЭМП» Тема: «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельностиво второй младшей группеобразовательная область:«Познавательное развитие ФЭМП»Тема: «Путешествие  в зимний  лес»...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Зимние ёлочки» в старшей группе

Конспект образовательной деятельности  по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Зимние ёлочки» в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности - игровая образовательная ситуация «НАШИ ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ» (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности  - игровая образовательная ситуация  «Наши зимние развлечения»(подготовительная группа)...

Конспект образовательной деятельности "Волшебный зимний лес"

Цели:Способствовать расширению представлений детей о нетрадиционной технике рисования с помощью манной крупы.Задачи:Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения предметов (манка, к...