Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ДОНЕНКО ИННА БОРИСОВНА

Итоговое творческое мероприятие по познавательному и речевому развитию "Встреча весны и перелетных птиц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной  деятельности с детьми

Тема (проект. событие): Встреча весны и перелетных птиц (итоговое мероприятие в рамках творческого проекта «Перелетные птицы»).

Возрастная группа: подготовительная группа МБДОУ № 27.

Форма : Праздник.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).

Учебно-методический комплект: М.Ю. Картушина, «Русские народные праздники в детском саду».

Средства:

- мультимедийные - ( в предварительной работе) презентация «Перелетные птицы», интерактивная игра «Угадай птицу по голосу/ силуэту).

- Литературные: произведения народного творчества: загадки, побасенки, частушки, заклички и др; стихи о весне, птицах

- музыкальные: фонограммы «голоса птиц», русские народные игры: «У матушки четверо было детей», «Чижик- пыжик», хоровод «Жаворонок»,  песни: «Воробей»,  «Весна желанная»,  русский народный танец-игра «Длинноногий журавель».

Предварительная работа в рамках проекта: Разучивание стихов, закличек, песен и частушек; просмотр презентаций «Весна», «Перелетные птицы», интерактивная игра «Угадай птицу…», беседы о весенних приметах, о перелетных птицах; изобразительная деятельность: коллективное изготовление гнезд из природного материала (ТЕХНОЛОГИЯ «МОДЕЛИРОВАНИЕ»), рисование птиц, лепка, аппликация «Иволга» (нетрадиционная изотехника)

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

- Пробудить интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинными традициями и обрядами.

- Закрепить представления о некоторых перелетных  и зимующих птицах края.

- Прививать бережное отношение и любовь к птицам, природе.

- Развивать эмоциональный отклик на весенние явления природы.

Активизировать речь детей, её выразительные средства.

Закреплять правила поведения во время мероприятия.

Преодолевать застенчивость, неуверенность во время публичного выступления (Сережа, Иван, Варя, Ариша)


Этапы  

Действия, деятельность педагога

Содержание  деятельности

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

         Вводный,    

      организационный

 Праздник начинает ведущий, который эмоционально включает детей в игру, стимулирует на совместную дальнейшую деятельность. Здоровается с гостями, предлагает детям послушать, что скажет «волшебное кольцо»        

Праздник начинается с русской народной песни «У матушки четверо было детей..» о временах года, под которую дети входят в зал. Педагог говорит: Ребята, сегодня на порог детсада прикатилось «волшебное кольцо. Оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза и тихонько слушайте, что же колечко скажет. Произносит слова: «Ты катись, катись, колечко, на весеннее крылечко.

И с весеннего крыльца дай послушать соловья».

Дети в русских народных костюмах и в масках-шапочках входят в зал, запевая песню, проходят и присаживаются на свои места.

Дети выполняют предложенное задание-игру в соответствии с установленными требованиями, настраиваются на дальнейшую деятельность, активизируют внимание.

заинтересовать детей, смотивировать их на совместную дальнейшую деятельность, сосредоточить на совместной активной работе.

Ведущий задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, память, внимание.

- Ребята, кто это поет?

- Может, кто-то узнает голоса птиц? Какие это птицы?

Да, действительно, это пение перелетных птиц.

На зиму они улетали в теплые края. А весной возвратились на родину.

Каких ещё птиц вы знаете?

Звучит фонограмма «пение птиц»

Дети слушают, сосредотачивают внимание, стараясь отгадать, чей же голос звучит, какой перелетной птицы.

Затем они называют других птиц, сведения о которых они в ходе проекта собирали вместе с родителями и педагогами ранее. Могут давать краткие пояснения о них.

Активизировать психические процессы, закрепить полученные ранее знания о перелетных птицах , вспомнить названия других птиц.

                                                                                                                                                   

                                                             Основной

Ведущий обобщает ответы детей, и предлагает нескольким детям в масках соответствующих птиц рассказать о них стихотворения.

После презентации  выходят дети в масках птиц, читают стихи

1 ребенок, «аист»:

Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу!

Топай правою ногой, топай левою ногой.

Снова правою ногой, снова левою ногой.

И придешь тогда домой!

2 ребенок, «Зяблик»:

Зяблик, пинь-пинь-пинь!

Шубку скинь, скинь, скинь!

Зяблик распелся. Зяблик согрелся!

3 ребенок, «Кукушка»:

Ку-ку, ку-ку, кукушечка, ку-ку, ку-ку, рябушечка!

Ты лети во лесок, подавай голосок!

4 ребенок, «Грач»:

Черный грач, чернее ночи. Утомился, как рабочий.

Он за плугом день ходил, клювом червяков ловил!

Листья снова зеленели, солнца яркие деньки, прилетают, прилетели, прилетели и грачи!

5 ребенок, «Скворец»:

Скворец за морем жил зимой,

теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине запел о солнце, о весне!

6 ребенок, «Ласточка»:

Из Африки весною ласточки летят.

Под крышами из глины гнезда мастерят.

7 ребенок, «Соловей»:

Певец весны- соловушка, наш садик полюбил.

И там уж тепло гнездышко для детушек он свил.

В стихотворной форме закрепить полученные представления о птицах.

Уметь выразительно рассказывать стихотворение, используя образные средства.

Ведущий предлагает детям поиграть в народную игру

Происходит смена деятельности. Проводится игра «Чижик-пыжик».

После игры дети садятся на места.

Дети активно играют в игру, соблюдая правила: тот. кто стоит в круге, должен выполнять танцевальные движения и вовремя выбрать следующего ведущего.

предупредить возникновение утомления, внести эмоциональный заряд, переключить детей на другую деятельность.

Ведущий настраивает детей на дальнейшую деятельность, предлагая им  рассказать о весенних приметах через такие формы, как стихотворения и песня.

Выходят два ребенка, которые выразительно читают стихи о весне

Затем все ребята поют песню «Весна желанная»

1 ребенок:

Вот и солнышко проснулось, стало лучше припекать:

Потянулось, улыбнулось, всех ребят зовет играть.

2 ребенок:

Вместе с солнышком встаем, вместе с птицами поем:

-С добрым утром! С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

Поют пеню о весне.

В стихотворной и музыкальной форме представить

весенние приметы.

Закрепить особенности народных традиций.

Уметь выразительно рассказывать стихотворения, произносить заклички, используя образные средства, закрепить певческие умения.

Под русскую музыку входит персонаж- Авдотья- «Плющиха». На этом этапе педагог дает краткую информацию о данном мифическом персонаже в русском обрядовом календаре природы, и стимулирует на произношение закличек.

После закличек всех детей ведущий  приглашает спеть песню о воробье.

Говорит: Здравствуйте, ребятушки! Я – Авдотья- Плющиха! Зимой Земля- матушка спала, замерла, замкнута была, нельзя её тревожить было. Но пришла я - Авдотья- Плющиха, снег сплющила, он сел, осел, ручьями побежал. Пробуждаю я землю- матушку от зимнего сна. Решаю: весну- красну пускать или не пускать. А ведь люди ждут весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я весну-красну и поэтому меня ещё называют Авдотья- весновка. А давайте и мы с вами будем весну и солнышко зазывать, жаворонков кликать.

Дети произносят заклички, а после

 поют песню

Дети слушают, выполняют предложенное действие: встают, говорят хором, вместе с Авдотьей заклички:

1. Солнышко-ведрышко! Красно колоколнышко!

    Прикатись к нам на проталинку!

    Прикатись к нам на завалинку!

    Сядь на кочку, на пенек, погости у нас денек!

2. Солнышко-ядрышко! Высвети, выгляни!

    воробьи чирикают, весну-красну кликают!

    со стрехи на капели кулики прилетели!

Дети поют песню «Воробей», затем садятся на места.

Ведущая говорит «Ну вот и Весна к нам пришла!». Здоровается с Весной («Здравствуй, весна-красна!»). Побуждает ребят также поздороваться с ней, сосредотачивает их внимание на персонаже, побуждает к совместным действиям.

Под русскую мелодию выходит девочка- Весна, здоровается с ведущей, рассказывает стихотворение и приглашает всех в хоровод.

Весна: здравствуйте, ребята!

Надо мною столько неба, мне одной не удержать.

Я хочу, чтоб все на свете вышли в поле подышать!

Посмотреть, как снег растаял, и подснежник как цветет. У березки, что во поле, мы поводим хоровод!

(приглашает всех ребят вместе с ведущей в хоровод)

Дети исполняют шуточную русскую народную песню-танец  «Длинноногий журавель»

предупредить возникновение утомления, внести эмоциональный заряд, переключить детей на другую деятельность.

Ведущая и Авдотья  переключают внимание детей на последующую деятельность, стимулируют их память, мышление, воображение, побуждая отгадать загадки.

Говорит: Пришла весна- веселье, радость, шутки принесла. Выходите, скоморохи-ложкари, позабавьте нас!

Выбегают два Скомороха (дети), поют частушки.

Авдотья: «Ну и молодцы-удальцы! А вы хорошо знаете птиц? Тогда отгадайте мои загадки

1) На шесте дворец, во дворце-певец.

2) Эта птица болтлива,

воровата и суетлива.

Стрекотунья, белобока, а зовут её?

3) Я по дереву стучу,

червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

все равно он будет мой.

4) Всю ночь летает,

мышей добывает.

А станет светло-

спать летит в дупло.»

Хором:

Тары-бары! Тары-бары» ни баяна, ни гитары!

Не певцы, не плясуны, мы ребята- болтуны!

***

Все ребята рисовали, только мы с тобой болтали!

Обсудить нам есть чего - целый день до вечера!

***

Все ребята потрудились, тут порядок навели.

Мы с тобой не разлучались, наболтаться не могли!

Заболтались мы совсем, надоели, видно, всем!

***

Ох, устали языки, наболтались мужики!

На каждый проигрыш играют на ложках.

Дети отгадывают загадки.

1.  скворец

2) сорока

3) дятел

4. Сова.

Активизировать  мышление, память, воображение через отгадывание загадок- закрепить представление о птицах, особенностях их внешнего вида, повадок

Авдотья дает оценку ответов детей, комментирует, эмоционально вовлекает в дальнейшую совместную деятельность, с помощью ребенка- помощника сообщает основные правила поведения в природе и виды помощи птицам.

Авдотья: молодцы, ребята. Все загадки знаете, вижу, что много вы о птицах нового узнали и запомнили. А вот я, когда к вам в гости шла,  видела на дубе царя птиц- орла. Он издал царский указ.  Хотите узнать, о чем он? Давайте тогда все послушаем его.  

Выходит ребенок в маске орла и читает «Указ»

Орел:

«Вот дуб, на дубе-трон. Царь-орел на дубе том.

У царя в когтях указ, вам, друзья, такой наказ:

Птичьих гнезд не разоряйте,

зимой птицам помогайте!

Корм в кормушки насыпайте,

вес ной с радостью встречайте.

В новые скворечники пернатых приглашайте!

С указом царя вы согласны, друзья?

Все  дети отвечают «Да»

Прививать бережное отношение и любовь к птицам, природе, обобщить  в стихотворной форме правила поведения в природе и виды помощи птицам

Ведущая сообщает детям сведения о том, какие приметы, какие приговорки, пословицы русский народ складывал о птицах, какие существовали приметы с их прилетом, в какие праздники какие существовали обычаи, связанные с птицами.

Демонстрирует обряд «отпущение птиц на волю»

Ведущий:

Ребята, а вы знаете, что раньше встречали весну-красну в праздник «Благовещенье»? В этот день говорят: Весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещенье- птиц отпущенье». Отпускали в этот день всех птиц на волю, а отпуская, приговаривали:

«Синички-сестрички, тетки-чечетки, краснозобые снегирюшки, щеголята-молодцы, воры-воробьи! Вы по воле полетайте, вы на вольной поживите.

К нам весну скорей ведите!

  • Дети внимательно слушают педагога, выражают различные эмоции посредством слов, сосредотачивают внимание на действиях и словах педагога, наблюдают за его действиями.

Закрепить знания о традициях и обрядах, связанных с прилетом птиц

Авдотья приглашает детей на игру, используя образные языковые средства

Авдотья говорит: А ну, ребята, в хоровод вставайте, с жаворонком поиграйте Проводится игра

«Жаворонок» с колокольчиком

Дети встают в хоровод, один ребенок остается за кругом, держит в руке колокольчик. Дети, идя по кругу, говорят слова:

«В небе жаворонок пел,  колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив целый год!

(дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в руку любого ребенка. Нашедший звонит, дети называют того, у кого в руках колокольчик)

предупредить возникновение утомления, внести эмоциональный заряд, переключить детей на другую деятельность.

После игры ведущий ещё раз обобщает правила поведения в природе и виды помощи братьям меньшим, предлагает детям рассказать стихотворения о том, что такое природа.

Проводится мини-акция «Давайте беречь природу!»

Ведущий говорит:  «Помните, ребята! Нужно уважать и беречь природу, как наставлял царь птиц-орел, не обижать зверей и птиц, всегда насыпать корм в кормушки, делать скворечники, любить все живое, что нас окружает»

1 ребенок:

Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.. Все это называется «природа», давайте же её всегда беречь!

2 ребенок:

В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить. Природой называется все это, давайте же с природою дружить!

3 ребенок:

Летят, поют нам птички с небосвода, клубится на заре тумана дым. Все это называется «природа», давайте же сердца ей отдадим!

Прививать бережное отношение к природе.

           Заключительный

Педагог настраивает детей на дальнейшую деятельность в рамках мини-акции, предлагая им после завершения праздника покормить птиц на участке

Ведущий говорит:

Сейчас, ребята, мы с вами пойдем на прогулку, и насыплем зерно в наши кормушки.

Дети слушают педагога, высказывают свои суждения, могут внести предложения по поводу того, чем будут кормить.

В заключении мероприятия педагог произносит завершающую речь.

Говорит: Подошел к концу наш праздник, но хотим гостям сказать:

Не прощаемся надолго..

Все дети хором: «Приходите к нам опять! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (лепка)

Технологическая карта для проведения занятия по лепке с детьми младшей группы....

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (рисование)

технологическая карта занятия по рисованию с детьми младшей группы...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1.      Развивать простейшее мышлени...

Технологическая карта организации НОД с детьми средней группы "Угощение медвежат"

Сравнение свойств квадрата и прямоугольника, игры с "Блоками Дьенеша"...

"Мамы есть у всех". Технологическая карта организации НОД с детьми 4-го года жизни.

Занятие направлено на расширение  представлений о том, что мамы есть у всех (у людей, у животных)....