Развитие речи в старшей логопедической группе Тема: Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Афонина Валентина Петровна

Развитие речи в старшей логопедической группе

Тема: Пересказ русской народной сказки

(адаптированный вариант)       

 «В гостях  у Дедушки Мороза»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед: Афонина Валентина Петровна Развитие речи в старшей логопедической группе Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) НОД «В гостях у Дедушки Мороза»

Слайд 2

Коррекционно - образовательные цели : Обучение рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок. Использование выразительных средств (эпитетов) при пересказе Обогащение лексики родственными словами к слову «Зима». Образование притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи) Коррекционно – развивающие цели: Развитие длительного плавного выдоха диалогической и монологической речи, зрительного внимания, мышления, тонкой моторики. Коррекционно - воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Привитие любви к русским народным сказкам. Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: ИКТ, презентация «Русские народные сказки», серия сюжетных картинок к сказке «В гостях у Дедушки Мороза», адаптированный текст сказки «В гостях у Дедушки Мороза» (В.В. Коваленко «Развитие связной речи»), магнитофон с записью звуков снежной вьюги, крупные снежинки из бумаги, картинки предметные (дикие животные и их следы), наборное полотно, эспандеры, колокольчик.

Слайд 3

Дети входят в групповую комнату, встают полукругом. Логопед: -Ребята, вы любите сказки? А какие бывают сказки в зависимости от того, кто их сочинил? Дети: Авторские и народные Логопед: А вы хотели бы отправиться в путешествие в далекую сказочную страну, в гости к русским народным сказкам? (ответы детей) Логопед: -Но знайте, на пути вас ждут сложные испытания, как настоящих сказочных героев. Не испугаетесь трудностей? (ответы детей) -Молодцы! Вы смелые ребята, но и сила нам тоже нужна будет. Подкачаем ручки? Садитесь на стульчики, возьмите эспандеры и хорошо сжимая произнесите чистоговорку Развитие мелкой моторики (дети выполняя упражнение с эспандером произносят) Еж, барсук, медведь, енот Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдешь в лесу

Слайд 4

Логопед: -А теперь испытание первое. Вы должны вспомнить стихи о зиме. Я буду читать начало стихотворения, а вам надо будет его продолжить и назвать автора: 1.Здравствуй, гостья – зима! (И.С. Никитин) 2.Белый снег пушистый… (И.З. Суриков) 3. Поет зима аукает…(С.А. Есенин) (дети продолжают читать после 1 четверостишия логопед их останавливает) Логопед: -Молодец, ты знаешь это стихотворение! Логопед: О чем эти стихи? Дети: О зиме! Логопед: Подберите как можно больше родственных слов к слову «зима». Дети: Зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимородок, зимующие, озимые. Звенит колокольчик. Логопед: Вы слышите звон колокольчика? Значит первое испытание вы выдержали! И теперь наш путь лежит через сказочный лес. Но отнести туда нас сможет только зимняя вьюга. Как по другому можно сказать слово вьюга? Дети: Метель, ветер, буря, буран … Дыхательная гимнастика (звучание записи снежной бури) - Сделайте глубокий вдох через нос и на ладошки подуйте холодным, как ледяная вьюга ветерком. (повтор 3 раза)

Слайд 5

Логопед:- Вот какая вьюга задула! И оказались мы в сказочном лесу (СЛАЙД 2 сказочный лес) (На полу разложены крупные бумажные снежинки) Подбор слов – определений к снежинкам. Логопед: Какие здесь необычные снежинки, как еще про них можно сказать? Дети: Фигурные, узорчатые, холодные. Образование притяжательных прилагательных игра «Чьи следы на снегу?» Логопед: Ребята, как вы думаете, можно ли зимой в лесу найти чьи -то следы? (ответ детей). И чьи же? Дети: Следы диких животных (зверей), птиц. Логопед: Правильно! А сейчас давайте поиграем в игру «Чьи следы на снегу?» На снежинках вы найдете изображение следов, а под снежинками – изображение диких животных. Надо взять обе картинки, поместить рядом на наборном полотне и правильно сказать, чьи следы вы нашли. (показываю на своем примере) Дети (выполняя задание): Я нашел волчьи следы… Звенит колокольчик. Логопед: Молодцы! И с этим заданием вы справились! Продолжим наше путешествие!

Слайд 6

Узнавание русских народных сказок. (СЛАЙД 3 Сказочный замок) Логопед: - Ребята, посмотрите, какой замок в лесу! А живут в нем русские народные сказки! Сейчас вы увидите, какие это сказки и постарайтесь их правильно назвать. (Показ СЛАЙДОВ с картинками русских народных сказок) Дети называют сказки. Логопед: Это и есть наше 3 испытание. Звенит колокольчик. Логопед: Ура! И это испытание мы прошли. Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»

Слайд 7

Логопед: Вот и подошли мы к новой сказке. Садитесь на стульчики и внимательно слушайте 1.Рассказывание логопедом сказки с целью эмоционального и целостного восприятия детьми. 2.Работа с серией сюжетных картинок к сказке: -рассматривание; -расстановка в логической последовательности по сюжету сказки. 3.Беседа Логопед предлагает детям самим составить вопросы по сюжетным картинкам. При необходимости оказывает помощь. Предполагаемые вопросы детей с помощью логопеда: Что делает Машенька? Где она оказалась во сне? В каком лесу очутилась Машенька? К кому в гости она попала? О чем Дедушка Мороз попросил Машеньку? Какой дом у Деда Мороза? Что спрятал Дед Мороз под периной? Логопед: Посмотрите на картинки, вспомните сказку и придумайте красивые слова признаки: -Какой сон снится Машеньке? Дети: Сказочный, волшебный, чудесный… Логопед: По- какому лесу идет Машенька? Дети: По-зимнему, сказочному… Логопед: К какому домику подошла Маша? Дети: К ледяному, сказочному, необычному… Логопед: Какие узоры были на стеклах дома? Дети: Волшебные, чудесные необыкновенные… Логопед: запомните эти красивые слова- признаки и обязательно их используйте при рассказывании сказки 4.Повторное рассказывание сказки логопедом с установкой на запоминание и пересказ с использованием слов «сказочный», «чудесный», «волшебный» и т.д. 5.Рассказывание сказки детьми по цепочке с опорой на серию сюжетных картинок (логопед стимулирует и поощряет использование детьми эпитетов из сказки)

Слайд 8

Логопед: Молодцы! Вы хорошо рассказали сказку. Понравилась она вам? Вспомните как она называется? А Дед Мороз понравился? Чем? Саша подготовил для Дедушки Мороза стихотворение. Чтение ребенком стихотворения С.Д. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз…» Логопед: Ребята, что вам еще понравилось на занятии? (ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ


Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 10

МАДОУ ЦРР Д/С № 131

Развитие речи в старшей логопедической группе

Тема: Пересказ русской народной сказки

(адаптированный вариант)        

 «В гостях  у Дедушки Мороза»

Учитель-логопед:  Афонина Валентина Петровна

Развитие речи в старшей логопедической группе

Тема: Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант)              «В гостях  у Дедушки Мороза»

Коррекционно- образовательные цели:

  1. Обучение рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.
  2. Использование выразительных средств (эпитетов) при пересказе
  3. Обогащение лексики родственными словами к слову «Зима».
  4. Образование притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи)

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие длительного  плавного выдоха диалогической и монологической речи, зрительного внимания, мышления, тонкой моторики.

 Коррекционно- воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать в коллективе. Привитие любви к русским народным сказкам. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: ИКТ, презентация «Русские народные сказки», серия сюжетных картинок к сказке «В гостях у Дедушки Мороза», адаптированный текст сказки «В гостях у Дедушки Мороза» (В.В. Коваленко «Развитие связной речи»), магнитофон с записью звуков снежной вьюги, крупные снежинки из бумаги, картинки предметные (дикие животные и их следы), наборное полотно, эспандеры, колокольчик.

Ход занятия

I Организационный момент

Дети входят в групповую комнату, встают полукругом.

Логопед: -Ребята, вы любите сказки? А какие бывают сказки в зависимости от того, кто их сочинил?

Дети: Авторские и народные.

Логопед: А вы хотели бы отправиться в путешествие в далекую сказочную страну, в гости к русским народным сказкам? (ответы детей)

Логопед: -Но знайте, на пути вас ждут сложные испытания, как настоящих сказочных героев. Не испугаетесь трудностей? (ответы детей)

-Молодцы! Вы смелые ребята, но и сила нам тоже нужна будет. Подкачаем ручки? Садитесь на стульчики, возьмите эспандеры и хорошо сжимая произнесите чистоговорку

II Развитие мелкой моторики

(дети выполняя упражнение  с эспандером произносят)

Еж, барсук, медведь, енот

Спят зимою  каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу

III Припоминание стихов о зиме родственных слов к слову «зима»

Логопед: -А теперь испытание первое.

Вы должны вспомнить стихи о зиме. Я буду читать начало стихотворения, а вам надо будет его продолжить и назвать автора:

1.Здравствуй, гостья – зима! (И.С. Никитин)

2.Белый снег пушистый… (И.З. Суриков)

3. Поет зима аукает…(С.А. Есенин)

(дети продолжают читать после 1 четверостишия логопед их останавливает)

Логопед: -Молодец, ты знаешь это стихотворение!

Логопед: О чем эти стихи?

Дети: О зиме!

Логопед: Подберите как можно больше родственных слов к слову «зима».

Дети: Зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимородок, зимующие, озимые.

Звенит колокольчик.

Логопед: Вы слышите звон колокольчика? Значит первое испытание вы выдержали! И теперь наш путь лежит через сказочный лес. Но отнести туда нас сможет только зимняя вьюга. Как по другому можно сказать слово вьюга?

Дети: Метель, ветер, буря,буран…

IV Дыхательная гимнастика (звучание записи снежной бури)

- Сделайте глубокий вдох через нос и на ладошки подуйте холодным, как ледяная вьюга ветерком. (повтор 3 раза)

Логопед:- Вот какая вьюга задула! И оказались мы в сказочном лесу

 (СЛАЙД 2 сказочный лес)

(На полу разложены крупные бумажные снежинки)

V Подбор слов – определений к снежинкам.

Логопед: Какие здесь необычные снежинки, как еще про них можно сказать?

Дети: Фигурные, узорчатые, холодные.

VI Образование притяжательных прилагательных  игра «Чьи следы на снегу?»

Логопед: Ребята, как вы думаете, можно ли зимой в лесу найти чьи -то следы? (ответ детей). И чьи же?

Дети: Следы диких животных (зверей), птиц.

Логопед: Правильно! А сейчас давайте поиграем в игру «Чьи следы на снегу?»

На снежинках вы найдете изображение следов, а под снежинками – изображение диких животных. Надо взять обе картинки, поместить рядом на наборном полотне и правильно сказать, чьи следы вы нашли. (показываю на своем примере)

Дети (выполняя задание): Я нашел волчьи следы…

Звенит колокольчик.

Логопед: Молодцы! И с этим заданием вы справились! Продолжим наше путешествие!

VII Узнавание русских народных сказок.

(СЛАЙД 3 Сказочный замок)

Логопед: - Ребята, посмотрите, какой замок в лесу! А живут в нем русские народные сказки! Сейчас вы увидите, какие это сказки и постарайтесь их правильно назвать. (Показ СЛАЙДОВ с картинками русских народных сказок) Дети называют сказки.

Логопед: Это и есть наше 3 испытание.

Звенит колокольчик.

Логопед: Ура! И это испытание мы прошли.

VIII Пересказ русской народной сказки (адаптированный вариант) «В гостях у Дедушки Мороза»

Логопед: Вот и подошли мы к новой сказке. Садитесь на стульчики и внимательно слушайте

1.Рассказывание логопедом сказки с целью эмоционального и целостного восприятия детьми.

2.Работа с серией сюжетных картинок к сказке:

-рассматривание;

-расстановка в логической последовательности по сюжету сказки.

3.Беседа

Логопед предлагает детям самим составить вопросы по сюжетным картинкам. При необходимости оказывает помощь.

Предполагаемые вопросы детей с помощью логопеда:

Что делает Машенька?

Где она оказалась во сне?

В каком лесу очутилась Машенька?

К кому в гости она попала?

О чем Дедушка Мороз попросил Машеньку?

Какой дом у Деда Мороза?

Что спрятал Дед Мороз под периной?

Логопед: Посмотрите на картинки, вспомните сказку и придумайте красивые слова признаки:

-Какой сон снится Машеньке?

Дети: Сказочный, волшебный, чудесный…

Логопед: По- какому лесу идет Машенька?

Дети: По-зимнему, сказочному…

Логопед: К какому домику подошла Маша?

Дети: К ледяному, сказочному, необычному…

Логопед: Какие узоры были на стеклах дома?

Дети: Волшебные, чудесные необыкновенные…

Логопед: запомните эти красивые слова- признаки и обязательно их используйте при рассказывании сказки

4.Повторное рассказывание сказки логопедом с установкой на запоминание и пересказ с использованием слов «сказочный», «чудесный», «волшебный» и т.д.

5.Рассказывание сказки детьми по цепочке с опорой на серию сюжетных картинок (логопед стимулирует и поощряет использование детьми эпитетов из сказки)

Итог занятия

Логопед: Молодцы! Вы хорошо рассказали сказку. Понравилась она вам? Вспомните как она называется? А Дед Мороз понравился? Чем? Саша подготовил для Дедушки Мороза стихотворение.

Чтение ребенком стихотворения С.Д. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз…»

Логопед: Ребята, что вам еще понравилось на занятии? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям....

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бо¬чок, белые копытца». Литера¬турная викторина.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова).Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на з...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Пересказ сказки «Три поросёнка» (адаптированный вариант) с использованием технологии моделирования.

Цель: продолжать работу по формированию навыка самостоятельногосвязного пересказа.Задачи:Образовательные:- закреплять умение детей пересказывать сказки, воспроизводитьпоследовательность действий с пом...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок»

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок»Цель: познакомить со сказкой «Колобок» (обработка К. Ушинско...