Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему: Народные умельцы
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Лукаш Мария Сергеевна

Конспект помогает формировать первоначальные представления о различных ремёслах, промыслах. Знакомит детей с основными видами росписи, такими как: гжель, хохлома, городец, филимоновская, дымковская). Развивает эстетические чувства, интерес к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Беседа о Народных умельцах»

 ГБДОУ д/с №24 Санкт-Петербурга

Цель: Развитие и совершенствование речи детей.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Формировать первоначальные представления о различных ремёслах  в традиционной русской культуре (гончарном, резном, расписном деле).

- Способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа.

- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
- Высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Развивающие задачи: 

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, разучивание пословиц и поговорок, изобразительная деятельность по данной тематике.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: Предметы народных промыслов для игрового мини-музея, магнитофон, аудиозапись песни «Коляда», конверт с письмом, картинки, изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога.

Деятельность детей.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Дети образуют круг.

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу предложили

(соединяют руки)

Будем дружно мы играть

Чтобы добрым, умным стать!

(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

(размыкают руки)

- Давайте поздороваемся друг с другом, ведь когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.

-Как ваше настроение? Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение  было у вас всегда.  А для этого, мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу и быть дружными.

- Согласны?

Пальчиковая гимнастика.

Было у бабушки десять внучат:

Две Акулинки в люльке качаются,

Три Аринки на палатях улыбаются,

Три Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

- Ребята, а вы хотите узнать что-то новое?

Тогда слушайте.

Эмоциональный настрой.

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

- Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?

- А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

-Скажите, кого можно назвать  мастером, умельцем?

- Откуда же берутся такие мастера?

Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и, улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились    на земле русской мастера и умельцы.

Вот такая сказка. Понравилась?

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!

- Ребята, я приглашаю вас в музей   народных умельцев.

Мотивация.

(Звучит русская народная музыка)

-  Посмотрите на эти изделия и картинки, можно подойти и посмотреть поближе. Мы с вами попали в музей.

- Что мы здесь видим?

- Ребята, а здесь какое-то письмо для нас.

- Хотите узнать, что там?

(Воспитатель достаёт письмо из конверта и читает детям)

Богата русская земля,

Можем сказать мы смело.

Порадовать и удивить тебя,

Найдётся всякий люд умелый.

Один седой старик,

Плёл чудные корзины.

А здесь гончар старается, мудрит,

Кувшины, крынки всё из глины.

Вот рядом куклы,  кружева,

Из дерева поделки, из холста.

Чего здесь только нет,

От камня до соломы.

Дивится ходит человек,

Творениям народным.

Основная часть.

  1. Знакомство с промыслами.

- Давайте, поближе познакомимся с предметами музея, в котором собраны изделия народных умельцев.

- Раньше русские люди всё делали своими руками. Для этого использовался любой природный материал, который был под руками и доступен для обработки: дерево, глина, кожа, камень.

 Вот, например:

(воспитатель показывает картинку  с изображение кузовка и туеска)

-Из чего сделали кузовок и туесок?

- А как ими пользовались?

(Картинка с корзинкой)

- Как называется этот предмет?

- Из чего её плели?

- А как вы думаете, это сложно сделать или легко?

(Воспитатель демонстрирует посуду из дерева и глины)

- Ребята, из чего на Руси делали посуду?

- Не просто народные умельцы вырезали посуду, а украшали её.

- А как?

- Расписывали умельцы разными узорами.

Например:  хохломская роспись

(картинка с изображением хохломской росписи).

- Хохлома. Давайте, скажем все хором…

-Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета.

-Что расписывают этой росписью, кроме посуды?

-Из чего сделаны изделия?

- Какие цвета использовали умельцы для этой росписи?

Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.

 

(Иллюстрация с гжельской росписью)

- Как называется эта роспись? Давайте, скажем хором…

- Правильно - это Гжель.

Нежно-голубая чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепили посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали.

 - Какой цвет здесь использовали?

Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.

Психогимнастика.

Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают.

- Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка. Давайте скажем хором…

-Это жемчужина народного искусства.  

Глиняные игрушки  делали в деревне Филимоново, отсюда и название.

-Какие игрушки создавали эти мастера?

-Какие цвета использовали в филимоновской росписи?

- Какой основной узор?

-Это Дымка. Давайте, скажем хором....

- Из чего сделаны эти игрушки?  

Правильно, гончары делали эти игрушки из глины, затем обжигали их в печи, покрывали белой краской и расписывали орнаментом.

-Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи?

- Какие используют цвета?

Умельцы, которые создавали Дымковскую игрушку, использовали до 10 цветов.

 – Ребята, а   как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку?

-Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.

- Городецкая игрушка, с городецкой росписью. Давайте, скажем хором…

 Эти игрушки передавали сцены народного быта. Местечко Городец отличалось тем, что здешние умельцы расписывали сани, телеги, входные двери, детскую мебель, разделочные доски для кухни, шкатулки, игрушки в виде птиц, коней.

 - Элементы росписи – это цветы розаны и купавки.

-Какие цвета использовал мастер для Городецкой росписи?

 

Физминутка.

Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.

Отгадывание загадок «Назови роспись».

- Первая загадка.

1.Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

2.Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.

А ну назови-ка меня!

3. Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

4. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

     

5.Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Дид. Игра «Кто чем занимается?».

-Что делал гончар?

- Стеклодув…

- Кузнец…

-Портной…

-Лапотной…

-Ткачиха…

- Прядильщица…

-Кружевница…

-Ложкари…

Знакомство с народными промыслами Ленинградской области.

- Ребята, скажите мне, как называется наш город?

-Как вы думаете – есть ли у нас народные промыслы, мастера и умельцы?

-Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. К основным видам народного творчества Ленинградской области относятся: ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, резьба и роспись по дереву.

Итог.

- Вот и закончилось наше знакомство с промыслами народных умельцев.

- Что вам больше понравилась, запомнилась?

- Ребята, вы молодцы. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

- А вы хотите показать своё мастерство?

- Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю вам самим побыть умельцами и расписать заготовки молочника  гжельской росписью.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом).

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Хлопок ладоней и развели пальцы широко

Поочерёдно загибают пальчики

Да.

Россия.

Большая, огромная.

Человека, который очень хорошо выполняет свою работу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети перечисляют, что они видят.

Да.

Их коры.

Дети отвечают на вопрос воспитателя.

Корзинка.

Прутьев.

Ответы детей.

Из дерева, глины.

Дети отвечают на вопрос воспитателя.

Дети говорят хором.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Жёлтый, красный, зелёный, чёрный.

Гжель.

Дети говорят хором.

Голубой.

Дети раскрывают широко глаза

Качают головой

Глаза медленно закрываются

Полностью закрыли глаза

Дети говорят хором.

Игрушки-свистульки в виде птиц, коров, медведей…

Малиновый, жёлтый, зелёный.

Узор в виде полосок.

Дети говорят хором.

Из глины.

Широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.

Дети перечисляют цвета.

Ответы детей.

Дети говорят хором.

Красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный.

Дети проговаривают текст и выполняют движения согласно тексту.

Хохлома.

Дымка.

Гжель.

Городец.

Филимоновская игрушка.

Лепил из глины.

Выдувал стекло.

Ковал.

Шил.

Плёл лапти.

Ткала ткань.

Пряла пряжу.

Плела кружева.

Делали ложки.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме:“Беседа о семье”

Формирование у детей старшего возраста понятие « семья»....

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой».

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Дикие животные зимой» направлен на углубления и закрепления знаний о диких животных зимой....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Москва золотоглавая»

Занятие ставит собой цель содействовать формированию умений составлять описательный рассказ по картине, описывать свои впечатления. Учить подбирать однокоренные слова. Упражнять в подборе синонимов и ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Творческое рассказывание. Как мы на бал собирались"

Задачи. Связная речь: обучить навыкам составления рассказа, используя языковые средства выразительности;Словарь: обогащать словарный запас, употребляя в речи существительные, определения;Звукова...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»

Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя.              Сл...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Знакомство с народной игрушкой"

1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.3.Воспитывать интерес к культуре своего народа....