Конспект НОД " Гласный звук "А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком и буквой А»
Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой А.
Задачи:
Образовательные: формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения.
Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
Предварительная работа: повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках, провести дидактические игры: «Составь предложение», «Подели слово на слоги», «Отгадай, какой это звук».
Оборудование: предметные картинки, карточки – схемы. Демонстрационные карточки с печатными буквами А, а; элементы букв А а, схемы звуков, счётные палочки; раздаточные листы, зеркала, мяч.
Ход занятия:
Дети играют в группе, воспитатель привлекает внимание детей на Буквоград.
В: Ребята, что с нашим Буквоградом?
Д: все буквы сбежали
В: А почему?
Д: Наверное, обиделись, потому что мы про них забыли и не обращали на них внимания.
В: Заселим наш Буквоград заново? Для этого нам нужно не обижать наш Буквоград, учить буквы и звуки. И сегодня мы познакомимся с одним очень интересном звуком. А с каким, догадайтесь сами. Для начала послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться: какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов:
Август, арбуз, аист, адрес, альбом, апрель.
Д: Звук «А»
В: Правильно, это звук «А». Девочки, а как вы укачиваете кукол?
Д: А-а-а
В: Мальчики, а когда врач смотрит горло на приеме, какой звук он просит произнести?
Д: а-а-а
Игра «Поймай звук»
В: А теперь я предлагаю вам поиграть со звуком «А». его нужно ловить. Я буду называть слова и если вы услышите в них звук «А» вы хлопайте в ладлши, т.е. ловите его. Слова: Арбуз, стол, аист, автобус, стул, ключ, айболит, цветок, ангел, астры, еж, медведь.
В: молодцы, мы сегодня будем много говорить об этом волшебном звуке, и нам нужно размять наши язычки.
Артикуляционная гимнастика « В зоопарке»
В: Молодцы, размяли язычки. А теперь внимательно посмотрите на меня, как я произношу звук «А». что происходит с моим ртом, язычком?
Д: Губы в спокойном состоянии, рот открыт широко, язык5 спокойно лежит во рту, горлышко работает.
В: А теперь вы скажите – ааааа. У все горлышко работает? Молодцы, уберите зеркала под стульчики.
Игра с мячом «Звук А»
Воспитатель в кругу бросает мяч, дети называют слова на звук «А» : апельсин, арбуз, аист, альбом итд
Дидактическая игра «Длинный- короткий»
В: Звук «А» гласный, потому что его можно пропеть. Пойте а-а-а-а
У меня 2 полоски –длинная и короткая. Если показываю длинную- нужно долго пропеть звук «А», если короткую- коротко.
В: Умницы. А теперь берем стулья и садимся за столы.
В: посмотрите это буква «А», мы ее видим и пишем, а звук произносим и слышим. На что похожа буква «А»?
Д: На арку, качели, горку, мольберт. Давайте напишем ее в воздухе.
Пишут в воздухе.
В:Давайте сделаем букву «А» из наших пальчиков.
Дети с помощью среднего, и двух указательных пальцев делают букву «А».
В: Перед вами на столах счетные палочки, давайте с помощью их выложем букву «А»
Дети выкладывают на столе.
Дидактическая игра «Обведи предмет»
В: Перед вами на листочке изображены различные предметы, обведите в кружок только те, в которых вы слышите звук «А».
Выполняют работу за столами, объясняют.
Работа с карточками «Определи место звука»
Педагог называет слова, дети фишкой обозначаю положение звука в слове.
В: молодцы. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать с нашим волшебным звуком.
Физминутка « Арамзамзам»
В: Мы столько сегодня говорили о звуке «А», и я хочу прочитать вам сказку об этом звуке.
Чтение Г.Юдина «Почему буква А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! – сказал твердый знак.
В: О чем эта сказка? А какие слова в рассказе вы услышали в которых есть звук «А»?
Рефлексия
В: Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего? Что показалось трудным? Покажите свое настроение.
Вы большие молодцы. А теперь давайте поселим нашу букву «А» в Буквоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Гласные звуки"
Программное содержание:1. Формировать представление детей о понятии «гласный звук».2. Учить выделять в слове первый гласный звук, находящийся под ударением.3. Развивать фонематический слух, рече...
Конспект ННОД "Гласные звуки"
Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект НОД "Гласные звуки"
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект НОД " Гласный звук (и), буквы И,и.
НОД по обучению грамоте...
Конспект НОД «Гласный звук О, буквы О, о»
обучение грамоте...
Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»
Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....
Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"
Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...