Конспект НОД " Гласный звук "А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Будукова Асель Галимжановна

конспект по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_a.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком и буквой А»

Цель: познакомить детей со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

Образовательные: формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения.

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках, провести дидактические игры: «Составь предложение», «Подели слово на слоги», «Отгадай, какой это звук».

Оборудование: предметные картинки, карточки – схемы. Демонстрационные карточки с печатными буквами А, а; элементы букв А а, схемы звуков, счётные палочки;  раздаточные листы, зеркала, мяч.

                                              Ход занятия:

Дети играют в группе, воспитатель привлекает внимание детей на Буквоград.

В: Ребята, что с нашим Буквоградом?

Д: все буквы сбежали

В: А почему?

Д: Наверное, обиделись, потому что мы про них забыли и не обращали на них внимания.

В: Заселим наш Буквоград заново? Для этого нам нужно не обижать наш Буквоград, учить буквы и звуки. И сегодня мы познакомимся с одним очень интересном звуком. А с каким, догадайтесь сами. Для начала послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться: какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов:

 Август, арбуз, аист, адрес, альбом, апрель.

Д: Звук «А»

В: Правильно, это звук «А». Девочки, а как вы укачиваете кукол?

Д: А-а-а

В: Мальчики, а когда врач смотрит горло на приеме, какой звук он просит произнести?

Д: а-а-а

Игра «Поймай звук»

В: А теперь я предлагаю вам поиграть со звуком «А». его нужно ловить. Я буду называть слова и если вы услышите в них звук «А» вы хлопайте в ладлши, т.е. ловите его. Слова: Арбуз, стол, аист, автобус, стул, ключ, айболит, цветок, ангел, астры, еж, медведь.

В: молодцы, мы сегодня будем много говорить об этом волшебном звуке, и нам нужно размять наши язычки.

Артикуляционная гимнастика « В зоопарке»

В: Молодцы, размяли язычки. А теперь внимательно посмотрите на меня, как я произношу звук «А». что происходит с моим ртом, язычком?

Д: Губы в спокойном состоянии, рот открыт широко, язык5 спокойно лежит во рту, горлышко работает.

В: А теперь вы скажите – ааааа. У все горлышко работает? Молодцы, уберите зеркала под стульчики.

Игра с мячом «Звук А»

Воспитатель в кругу бросает мяч, дети называют слова на звук «А» : апельсин, арбуз, аист, альбом итд

Дидактическая игра «Длинный- короткий»

В: Звук «А» гласный, потому что его можно пропеть. Пойте а-а-а-а

У меня 2 полоски –длинная и короткая. Если показываю длинную- нужно долго пропеть звук «А», если короткую- коротко.

В: Умницы. А теперь берем стулья и садимся за столы.

В: посмотрите это буква «А», мы ее видим и пишем, а звук произносим и слышим. На что похожа буква «А»?

Д: На арку, качели, горку, мольберт. Давайте напишем ее в воздухе.

Пишут в воздухе. 

В:Давайте сделаем букву «А» из наших пальчиков.

 Дети с помощью среднего, и двух указательных пальцев делают букву «А».

В: Перед вами на столах счетные палочки, давайте с помощью их выложем букву «А»

Дети выкладывают на столе.

Дидактическая игра «Обведи предмет»

В: Перед вами на листочке изображены различные предметы, обведите в кружок только те, в которых вы слышите звук «А».

Выполняют работу за столами, объясняют.

Работа с карточками «Определи место звука»

Педагог называет слова, дети фишкой обозначаю положение звука в слове.

В: молодцы. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать с нашим волшебным звуком.

Физминутка « Арамзамзам»

В: Мы столько сегодня говорили о звуке «А», и я хочу прочитать вам сказку об этом звуке.

Чтение Г.Юдина «Почему буква А первая?»

    В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

- Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

- Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это какое же такое слово? – не унималась Я.

- Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

- Так! – сказал твердый знак.

В: О чем эта сказка? А какие слова в рассказе вы услышали в которых есть звук «А»?

Рефлексия

В: Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего? Что показалось трудным? Покажите свое настроение.

Вы большие молодцы. А теперь давайте поселим нашу букву «А» в Буквоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Гласные звуки"

Программное содержание:1. Формировать представление детей о понятии  «гласный звук».2. Учить выделять в слове первый гласный звук, находящийся под ударением.3. Развивать фонематический слух, рече...

Конспект ННОД "Гласные звуки"

Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД "Гласные звуки"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"

Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...