Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_raz.rechi_str.gr_.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(старшая группа)

Выполнила: Безбородова В.И.

Программное содержание:

- упражнение детей в отчётливом произношении звуков и слов;

- развитие голосового аппарата, отработка речевого дыхания;

- формирование грамматически правильной речи;

-усвоение способов словообразования частей речи;

- закрепление умений составлять рассказ из опыта;

- закрепление умений выразительного чтения стихотворений;

-активизирование в речи детей глаголов, прилагательных, существительных;

- закрепление умений составления рассказов по картине.

Методические приёмы:

- сюрпризный момент;

- вопросы к детям;

- рассматривание картин, иллюстраций;

- использование малых фольклорных форм;

- физ. минутка;

- д/игры: «Что и как звучит», «Эхо»,  «Назови словосочетание»,  Превращение».

- итог занятия.

Наглядный материал:

- картинки, иллюстрации;

- карта путешествия;

- музыкальные инструменты.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о временах года;

- разучивание стихотворений, загадок, пословиц;

- экскурсии;

- наблюдения;

- чтение художественной литературы.

Словарная работа:

- проталина, журчащий ручей, подснежник, перелётные птицы, снеговой, полузамёрзший.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель:  Сегодня рано утром к нам прилетала Мудрая сова (с ней    вы уже знакомы) и кое-что для вас оставила.

                        «Дорогие дети!

 Приглашаю вас в путешествие в страну родного языка. Посылаю вам карту. Надеюсь, вы разберетесь.

                                                                                         Мудрая сова».

 Воспитатель:  Ну что,  отправляемся в путешествие по стране родного языка. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Но если весна, то во что же мы с вами оденемся для нашего путешествия?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие и вам надо попрощаться со своими родителями. Какие слова вы им скажете?

Ответы детей.

Дыхательная гимнастика

1. Давайте глубоко вдохнём и дунем на «свечку».

2. «Торт со свечками».

3. Проговаривание чистоговорок:

ра-ра-ра – начинается игра,

ро-ро-ро – у мальчика ведро,

ри-ри-ри – на ветках снегири,

ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Воспитатель: Чтобы у нас всё получилось, мы с вами должны слушать, слышать и выполнять. Если хочешь отвечать – руку надо поднимать.

(Дети под музыку проходят на свои места).

Итак, мы начинаем.

У воспитателя на столе музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, музыкальный молоточек.

(Дети играют на музыкальных инструментах).

Воспитатель: Молодцы. А теперь скажите, что вы сейчас услышали?

Дети: Звуки.

Воспитатель: Дети, а мы с вами можем произносить звуки?

Дети: Да.

Д/игра «Что и как звучит».

Что делает колокольчик? Колокольчик звенит.

Как звенит колокольчик? Динь-дон, динь-дон.

Что делает жук? Жук жужжит.

А как жужжит жук? Ж-ж-ж.

Что делает кошка? Кошка мяукает.

А как она мяукает? Мяу-мяу-мяу. и т.д.

Воспитатель: Вот так незаметно мы с вами оказались в городе звуков.

Д/игра «Эхо».

Воспитатель: Звуки можно произносить с голосом и без голоса. Я буду произносить звуки без голоса, а вы должны будете их отгадать и произнести вслух.  А  О  И  Е  Ы  У  Э

Дети отгадывают звуки.

Воспитатель: Молодцы. А какие это звуки мы с вами произнесли?

Дети: Гласные.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что они поются, тянутся; при их произнесении во рту ничего не мешает.

Работа с предметными картинками. (5-6 шт).

Воспитатель: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: На какой звук начинается это слово? и т.д.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь повторяйте за мной – Б В П Т М. Какие это звуки?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что воздух встречает препятствие при произнесении (губы, зубы, язык).

Воспитатель показывает картинку – барабан. Какой звук слышится в начале слова? Какой звук слышится в конце слова? и т.д

Итак, мы знаем, что есть гласные и согласные звуки. Где мы с вами побывали?

Дети: В городе звуков.

(Под музыку дети шагают на месте).

Воспитатель: Ну, вот мы и дошли до города слов. Как рождаются слова, когда и кем создаются? Секрет прост: нужно прислушаться к звукам и они помогут нам услышать слово. В родном языке очень много слов и каждое что-то обозначает.

Что это? (показ картинки)

Дети: Берёза.

Воспитатель: Берёза – что обозначает это слово?

Дети: Дерево.

Воспитатель: А как вы думаете, почему это дерево назвали берёзой?

Дети: По цвету коры, потому что ствол светлый, белый, блестящий.

Воспитатель: Что это? (показ картинки)

Дети: Подснежник.

Воспитатель: А что обозначает это слово?

Дети: Цветок, который распускается весной.

Воспитатель: Почему он так назван?

Дети: Потому что растёт из-под снега.

Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение об этом цветке:

Он появился раньше всех голубоватый, нежненький.

 Когда в лесу ещё был снег    

  и назван был подснежником.

У занесенных снегом кочек  

 под белой шапкой снеговой      нашли мы маленький цветочек

полузамёрзший, чуть живой.

Воспитатель: Дети, мы назвали с вами только два слова в городе слов, но их великое множество. Мы общаемся при помощи слов.

Д/ игра «Назови словосочетание».

Воспитатель: Назовите мне, какие вы знаете весенние слова.

Дети: Чёрная проталина, журчащий ручей, перелётные птицы, высокое голубое небо, яркое солнце и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Так незаметно мы добрались до города рассказов и сказок. (на карте этот город отмечается флажком).

Вывешивается картинка о весне.

Физ. минутка.

Руки подняли и покачали –    

 Это деревья в лесу.                  

Руки качнулись, кисти встряхнулись

Ветер сбивает росу.                    

 В стороны руки, плавно помашем –  

 Это к нам птицы летят.                

  Как они сядут, тоже покажем –

  Крылья сложили назад.

Воспитатель: Напомните мне: в какое время года мы отправились в наше путешествие?

Дети: Весной.

Воспитатель: А я хочу загадать вам загадку:

Я раскрываю почки в зелёные листочки,     Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня…(Весна).  

 Воспитатель:  А вам нравится весна?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему она вам нравится?

Дети: Потому что весной… (ответы детей).

Воспитатель: Да, правильно, весной природа оживает.

Д/игра «Если вы подумаете, то рассказ придумаете».

Вывешиваются картинки о весне.

Воспитатель: А теперь мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь из вас рассказал о весне. (Заслушивается рассказ 2 детей).

Итог: Да, весна-красавица, нежная, яркая, голубая. А кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне? (2-3 стих). Молодцы!

Д/игра «Превращение» (звучит музыка).

Воспитатель: Давайте встанем и представим себе, что вы: весёлое солнышко, перелётные птицы, пробуждающиеся ото сна деревья, распускающиеся цветы и др. (имитация движений).

1,2,3 – обернись. В мальчика, девочку превратись.

Под музыку «Вместе весело шагать» дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: И вот мы вернулись с вами в наш детский сад. Сегодня мы путешествовали по стране родного языка. Мудрая сова приготовила для вас небольшие сувениры в память об этом путешествии. (эмблемы – лучистое солнышко и весёлое солнышко). Где мы с вами были? Что делали?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие

конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте

закрепить знания детей о школьных принадлежностях...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»

Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....