Конспект занятия "Описание ежа"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Пугачева Оксана Владимировна

Коспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе, ступенчатое начало и совместное окончание, обучение детей составлению описательных рассказов о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_ezha.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе

Тема: Описание ежа

Организация НОД:

старшая и подготовительная подгруппы (3 и 4 ребенка)

ступенчатое начало и совместное окончание,

работа в парах: дети подготовительной подгруппы делятся опытом составлению описания животного

образовательные задачи:

- составить описание животного по схеме-модели,

- систематизировать знания о еже,

- активизировать словарь (гнездо,

Воспитательные задачи:

- учить работать в парах: слушать и слышать друг друга, уважать мнение другого, тактично указывать на ошибки, высказывать свое мнение.

Оборудование: игрущка еж, картина «Еж»

Ход занятия:

1. Работа с детьми подготовительной группы, настрой на работу в качестве старшего товарища.

Ребята, сегодня я нуждаюсь в вашей помощи. Сегодня ребята старшей группы бут знакомиться с моделью описания животного. Я надеюсь, что вы им объясните, как с ней нужно работать. (ответы детей). Если согласны, тогда давайте повторим, что обозначает каждый квадрат. Ваше объяснение должно быть кратким, о точным

Проговаривание алгоритма работы.

2. приглашаются дети старшей группы.

Ребята, отгадайте загадки и узнаете, о ком мы будем сегодня говорить:

Летом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

- Да, мы сегодня будем говорить о еже.

2. Детям показывается картина «Ежи». Они вспоминают все, что о них знают. Вначале спрашиваю детей старшей, затем подготовительной группы.

Вопросы, ответы на которые дети знают из разных источников

  1. Какими рождаются ежи?
    2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.
    3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?
    4. Чем питаются взрослые ежи?
    5. Почему ежей называют лесными охотниками?
    6. Как ежи зимуют?
    7. Назовите ежиных врагов?
    8. Какие звуки умеют издавать ежи?
    9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

Если дети не знают ответ на вопрос – воспитатель задает тот же вопрос Ежу игрушке и зачитывает отрывок из рассказа (он ведется от имени Ежа)

(прилагается после плана конспекта)

4. Работа в парах. Организационный момент.

Ребята, оказывается вы очень много знаете о еже. Совсем взрослые. Предлагаю подготовить рассказы, а потом рассказать нашим младшим деткам. Им будет интересно. (жду согласительных реплик).

Работать сегодня будем в парах. Выберете себе напарника.

Воспитатель смотрит, чтобы в пары объединились дети из разных подгрупп. Если какой-то ребенок не захотел работать в паре – он будет работать с воспитателем. 

Дети рассаживаются за столики парами.

Объявляются правила работы в паре: Говорим тихим голосом. Работаем вместе. Выбираем лучший вариант ответа. В конце занятия выберем пару, которая не только даст лучший ответ, но будет самой вежливой в обращении друг с другом.

1 этап работы. Дети подготовительной группы объясняют составляющие схемы модели описания животных.

Динамическая пауза «Путешествие в лес» / движения обозначены в тесте

Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Ветер дует нам в лицо -
Закачалось деревцо.
Ветер тиши, тише, тише -
Деревцо все выше, выше.
Раз - присядка, Два - прыжок.

Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
А кому зарядки мало -
Начинаем все сначала!

Комфортно ли вам работать в паре?

2. этап работы. Совместное составление рассказа о еже.

3 этап работы. Выбор отвечающего. Возможно – по желанию, оба (по частям).

Время работы в паре – 4-5 минут.

Задача воспитателя

1, подсказывать, при необходимости, правильные формы обращения друг к другу.

2. уберечь от описания излишних подробностей.

5. Ответы детей.  

Отвечающих должно быть 3-4 (в зависимости от того, как сложились пары). Выслушиваем всех.

Оценка монолога

1. дается паре: Вы молодцы. Ваш рассказ о еже последовательный, полный и содержательный. Особенно понравилось ___________. 

2.  при первой оценке воспитатель напоминает о цели монолога: Малыши, выслушав ваш рассказ, поймут какое это замечательное животное – еж. / малыши поймут, как еж заботится о своих детенышах / немного не поймут, так как вы __________.

Итог.

Общая оценка монологам.

У нас сегодня было не совсем обычное занятие. Давайте спросим Сашу /Сашу / Настю, что им понравилось в совместной работе?

Что понравилось Вике / Ивану / Даше / Лере?

(обязательно - «что понравилось», дети должны подчеркнуть плюсы. Если дети затрудняются, воспитатель указывает на то, что в монолог каждый из пары привнес что-то свое: Вика показала Саше, как работать со схемой

 Действительно, вы дружно и хорошо работали – у вас получились интересные рассказы. Спасибо (по именам), что согласились мне помочь.

А завтра/в понедельник я предлагаю играть в «Зоопарк», где все вы будете экскурсоводами (выясняется значение слова)

Беседа: выработка правил игры: каждый показывает по 1 зверю/птице,

Для этого 1) готовят дома рассказ о животном дома с родителями,

                   2) приносят игрушки.

Дополнительные вопросы

- Что общего у ежей и медведей? (зимой спят)

- Где всю зиму спит еж? В берлоге? (В норке.)

- Какие звуки издает еж?

Рассказы и стихи для иллюстрации ответов на вопросы:

Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые. А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки. Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить, учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Скоро мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступление темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас чуткие нос и ушки. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Когда у нас выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя лисы мы, ежи, все-таки боимся. Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Или возьмет и написает на ежа сверху, еж тоже раскроется и – пропал. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы их и защищаем, свернувшись в клубок. Чуть опасность почувствуем, сразу свернемся в клубок, зашипим и затукаем, как маленький мотоцикл. Вот так. А вы можете повторить?

А в конце осени ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму еж спит, то и запасов ему не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Ребята, если вам доведется повстречаться с ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам. Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

стихотворение Б. Заходера «Почему еж колючий?»

Что ж ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них – очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек

Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик.(С. Я. Маршак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....