"Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект подгруппового занятия для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тема: «Овощи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ovoshchi.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тема: «Овощи».

Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме « Овощи».
- Совершенствование грамматического строя.
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов и анализа предложений.
- Совершенствование навыков составления рассказа.

Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, фонематических представлений, творческого воображения

Воспитательные задачи:
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Оборудование: 

Репродукция картины В.М. Каратая «Уборка урожая», предметные картинки с изображением овощей, корзина с муляжами овощей, плоскостные изображения грузовиков разных цветов, набор приставочных глаголов, сюжетные картинки, набор для составления предложений.

Ход занятия

Логопед: Ребята, почему с дерева листочки упали?
Дети: 
Наступила осень?
Листочки лежат рассыпанные на полу. Висит картина «Осень» в виде листочка на стене.
Логопед: Посмотрите на эту картину. Висит картина «Огород» на мольберте.
Логопед: Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?
Дети: В огород.

Мимические упражнения. Релаксация.
Логопед: Я превращаю вас в маленькие семена овощей. 
Присядьте. Теплое солнышко пригревало, семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки; растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили, растения тянутся к солнышку /повторить расслабление/. 
Логопед: На грядке выросли замечательные овощи.

 Давайте пройдемся по грядкам.(лук, капуста, кабачок, тыква, морковь, репка, огурец, горох и т. д.),задаются вопросы: что выросло?, а это что? 
Дети
: Называют овощи. Все овощи разные.
Логопед: Покажите, как выглядят овощи «толстячки». Превратитесь в овощи «худышки».
Дети изображают.

Пальчиковая гимнастика. «Корзина с овощами». 

 С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ (дети идут по кругу, держась за руки).
Тут, красный, пузатый сеньор-помидор (на каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке).
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком. 
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат (вновь идут по кругу, держась по кругу).

Логопед: А теперь приготовьте ладошки, я буду давать вам рассыпанные звуки, а вы соберете их в слова:
Дети: С-с-с-в-е-к-л-а /свекла/, л-л-у-к /лук/ и т.д.
Логопед: Чем мы обозначим слова? 
Дети: Полосками.
Логопед: А звуки?
Дети: Кружками.
Логопед:
Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук, /произносятся слова: капуста, помидор и т.д. и звуки к, п, к’, п’/. 
Логопед: Кто выращивает овощи в огороде?
Дети: бабушки
, дедушки, папа, мама.
Логопед: А в поле выращивают овощеводы (показывает картинку).
В руках у логопеда две полоски из белого картона.
Логопед: Это слово- овощи, а это слово- разводят. Если мы соединим получится одно слово – овощевод. Это сложное слово, состоит из двух половинок.
Логопед: У нас в огороде чего только нет. Пришла пора убирать, а как?
Дети: Снимать, выкапывать, выдергивать, срезать, срывать и т.д.
Логопед: Сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопайте в ладоши, если услышите названия овощей. ( овощи и фрукты).

Упражнение: «Расскажи, что делают люди».  Логопед раздает детям сюжетными картинками.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте предложения по ним. В ваших предложениях обязательно должно быть слово, образованное от слова брать: убирать, собирать, набирать и т.п.)
Дети: Люди убирают урожай моркови. Девочки собирают крупную картошку. Мальчик забирает у девочки корзинку с помидорами.
Логопед: Повторите слова, которые отвечают на вопросы « Что делают? Что делает?»
Дети: Убирают, собирают, выбирают, забирает.
Логопед: Верно. И все эти слова образованы от слова брать.

Игра: «Погрузи урожай». (Совершенствование навыка слогового анализа слов).
Логопед: Да наша грядка просто клад нужно в грузовик собрать.
Логопед: На доске три грузовика, а на столе овощи (лук, чеснок, редис, салат, горох, бобы, картофель, баклажан, помидор, патиссон).
Логопед: Сейчас вы должны будете погрузить урожай овощей в грузовики.

Рассмотрите грузовики, вспомните названия овощей. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик вы погрузите овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузите овощи, названия которых состоят из трех слогов.
Дети выполняют задание, проговаривая свои действия.(я выдернул морковь и положил в грузовик, я выдернул свеклу…, я срезал кочан капусты…., я выкопал картофель….и т. д.).
Логопед: Мы собрали много овощей. Загрузили в грузовики. Куда мы отправим?
Дети: Оправим в овощехранилище.

Логопед: Молодцы, правильно.

Логопед: Для чего нужны овощи?
Дети: Овощи нужны для того, чтобы кушать, готовить разные блюда, варить, жарить.
Логопед: Давайте поиграем в игру : «назови сок, салат»

Игра «Назови сок, салат».
Дети: Сок из моркови - морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свекольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

Логопед: Молодцы, всё правильно!
Итог занятия:

Логопед: «О чем мы сегодня говорили?»  (Ответ детей – об овощах).

Молодцы, вы все отлично поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по экологии "Описание овощей. Лепка овощей"

Познакомить детей с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи....

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»...

ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ. ЛЕПКА ОВОЩЕЙ

Такая организация учебно - воспитательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегрированные качества "Любознательный, активный", "Эмоционально отзывчивый", "Овладевший средствами общен...

Описание овощей. Лепка овощей.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы», «Познание»....