Игровая обучающая ситуация «Птицы, птички».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Ступникова Екатерина Владимировна

Автор представил план-конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ios_zhavoronki.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»                                                              п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».

Игровая обучающая ситуация

 «Птицы, птички».

конспект составил: воспитатель

 Ступникова  Екатерина Владимировна.

п.г.т. Стройкерамика  2018 год.

Игровая обучающая ситуация

 «Птицы, птички».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель:

Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить детей с птицей жаворонком, её внешним видом, закрепить знание частей тела птицы: голова, крылья,  хвост, лапы (познавательное развитие).
  • Уточнять и расширять представления о весне (характерные признаки)        (познавательное развитие).
  •  Расширять и активизировать словарь по теме, учить строить простые фразы, развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание (речевое развитие).

Развивающие: 

  • Развивать зрительное восприятие, мышление, речь детей (речевое развитие).
  • Развивать умение  выполнять поделку из картона своими руками (художественно-эстетическое развитие). 
  • Развивать двигательную активность, координацию движения во время физ. Минуток; развивать мелкую моторику кисти рук во время пальчиковой гимнастики (физическое развитие).

Воспитательные: 

  • Воспитывать положительное отношение  к окружающему миру (социально-коммуникативное развитие).
  • Воспитывать интерес  к  традициям своего народа и окружающему миру (социально-коммуникативное развитие).

Методы и приемы:

Практические: валеологическая распевка "Здравствуйте", дидактическая игра «Подскажи слово», хоровод  «Веснянка», пальчиковая гимнастика «птицы-пальчики», изготовление птиц из бумаги.

Наглядные: иллюстрации жаворонка, дидактическая игра «Дерево».

Словесные:  заклички, беседа: «Кто такой жаворонок?», коммуникативная игра «Мы желаем вам добра», валеологическая распевка "Здравствуйте", дидактическая игра «Подскажи слово», хоровод  «Веснянка», пальчиковая гимнастика «птицы-пальчики».

Материалы и оборудование мяч, дерево из фетра и картона, атласные ленты разного цвета и длины,  иллюстрации  жаворонка, аудиозапись птичий трели, заготовки фигурок птиц из картона.

 Предварительная работа: беседа о весне и её признаках, беседа о перелётных птицах.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

валеологическая распевка "Здравствуйте", дидактическая игра «Подскажи слово», хоровод  «Веснянка», пальчиковая гимнастика «птицы-пальчики»

Игровая

дидактическая игра «Дерево», дидактическая игра «Подскажи слово»

Познавательно-исследовательская

беседа: «Кто такой жаворонок?», иллюстрации жаворонка

Коммуникативная

  заклички, коммуникативная игра «Мы желаем вам добра», валеологическая распевка "Здравствуйте", разговор о весне.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога.

Деятельность воспитанников.

Ожидаемые результаты.

1.

Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться с гостями.

"Ребята, давайте поздороваемся с нашими родителями! "

Заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг.

Установлен зрительный, слуховой контакта с детьми.

2.

Проводит с детьми валеологическую распевку «Здравствуйте».

Здравствуйте ручки хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте ножки, топ – топ – топ!

Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх!

Розовые щечки плюх – плюх – плюх!

Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок!

Здравствуйте зубки – цок – цок – цок!

Здравствуй мой носик – бип – бип – бип!

Здравствуйте дорогие гости!(содятся на стулья)

Повторяют за воспитателем слова и движения.

Создана атмосфера психологической безопасности.

3.

Обращает внимание детей на погоду за окном. Задаёт вопросы детям о весне. «Ребята посмотрите,  какая замечательная  солнечная погода сегодня. Скажите мне, пожалуйста, а какое время года сейчас?»

Отвечают на вопросы педагога

Развит интерес к предстоящей деятельности, умение вступать в диалог, активизирован словарный запаса.

4.

Предлагает поиграть в игру «Подскажи слово».

«Дети, весна наступила совсем недавно.

Давайте поиграем в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним», вспоминайте, что бывает весной. А поможет нам поиграть мяч».

«Подскажи слово»

Подумали, вспомнили? (идет словесная игра с мячом).

Предполагаемые ответы детей:

Весной солнце... (свети, но не греет  или  согревает).

Весной сосульки под солнцем... (тают, или  искрятся).

Весной сугробы от солнечного тепла (тают и оседают или стоят пушистыми).

Весной на деревьях почки (набухают или спят).

Весной ручейки ( журчат и бегут или замерзают).

Весной птицы (прилетают, возвращаются или улетают).

Играют в игру, отвечают на вопросы.

Развита физическая активность произвольное внимание. Сформированы навыков и связной речи.

5.

Обращает внимание детей на дерево.

«Молодцы! А вы знаете, что  на Руси очень серьёзно относились к красавице весне. Весну ждали, встречали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорей пришли к нам?

Посмотрите ребята,  какое красивое дерево стоит. Празднование встречи весны всегда начиналось с обрядового деревца, которое украшали лентами, цветами. Такое дерево носили по селу, чтобы каждый мог украсить его, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают».

С интересом рассматривают дерево.

Организовано направленное внимание детей.

6.

Раздаёт детям  атласные ленты и предлагает прикрепить их к дереву.

«Давайте и мы украсим дерево, чтобы весна нас радовала, была тёплой.

Прикрепляют ленты к дереву.

Развито логическое мышление, памяти, внимание, речь.

7.

Проводит с детьми хоровод  «Веснянка»

«А теперь вокруг него устроим хоровод. Радостно и звонко каждый пусть поёт».

Хоровод «Веснянка»

  1. Весна. Весна красная! Приди, весна, с радостью, с радостью, с радостью! (хоровод)
  2. Со льном высоким, (тянут руки вверх и встают на носочки)
  3. С корнем глубоким, (приседают)
  4. С хлебом обильным, (хоровод).

Выполняют движения под музыку и проговаривают слова.

Развита физическая активность произвольное внимание и умение повторять движения.

8.

Беседует с детьми о перелётных птицах. «Молодцы! В русском народе существовала вера в то, что весной из тёплых стран прилетают сорок разных птиц. Но самый первый прилетает жаворонок».

Внимательно слушают педагога.

Развито умение слушать, вступать в диалог, активизирован словарный запаса.

9.

Спрашивает детей, знают ли они о жаворонке.

Один из детей читает стихотворение «Жаворонок».

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня.

Произошло развитие связной речи.

10.

Обращает внимание детей на иллюстрации жаворонка, предлагает их рассмотреть. «Давайте рассмотрим птицу на этих картинках».

Увлечённо рассматривают картинки.

Организовано направленное внимание детей.

11.

Просит детей прочесть заклички о весне и птицах. «Чтобы  Жаворонки прилетели,  мальчики и девочки их закликали».

Читают заклички.

Ребёнок 1: Жаворонки, прилетите!

Студёну зиму прогоните! 

Ребёнок 2 :  Жаворонушки, прилетите,

Красавицу весну принесите!

Ребёнок 3: Тёплу весну принесите!  

 Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела! 

Ребёнок 4: 

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам.

Принесите нам вену тёплую. 

Ребёнок 5:  Ты птица – жаворонок,

Твой голос тонок – звонок

Неси, неси на волю,  Весну, весну в подоле. 

Произошло развитие связной речи.

12.

Проводит пальчиковую гимнастику «Птицы пальчики».

«А ещё дети на Руси мастерили себе птичек. Давайте и мы смастерим? Но прежде разомнём наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика «Птицы-пальчики»

Птички пальчики летят,

То вперед, а то назад.

Что за птички? Погляди!

Это пальчики мои!

Вот взлетели высоко,

Полетели далеко.

Вот уже над головой,

Не пора ли им домой?

Птички возвращались.

Плавно опускались.

Прилетели, сели.

Кушать захотели.

Сели поклевали.

Видно, что устали,

Пальцы отдыхают

Больше не летают.

Повторяют движения за воспитателем.

Развита физическая активность произвольное внимание и умение повторять движения.

13.

Предлагает изготовить птиц из цветного картона.

Делают птиц из картона.

Развиты умения выполнять поделку из картона своими руками.

14.

Предлагает показать гостям своих птиц.

Показывают гостям птиц.

Закреплены умения взаимодействовать друг с другом. 

15.

Коммуникативная игра «Мы желаем вам добра» прощание с гостями.

«А теперь улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам (улыбаемся). Пожелаем друг другу добра. Скажем все вместе: Мы желаем всем добра (2 раза). Помашем нашем гостям и скажем им спасибо и до свидания».

Прощаются с гостями.

Созданы позитивные впечатления от деятельности.

Воспитатель: Ступникова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...

Игровая обучающая ситуация "Птичка-синичка" опыт работы

Данный материал предназначен для детей 2 младшей группы по познавательному развитию....

Комплексное игровое занятие по теме "Птички" для детей раннего возраста

Знакомство с окружающим миром  и расширение представлений  по теме "Птички"....