"Пересказ рассказа Г, Снегирева "Пингвиний пляж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Голобородько Лариса Валерьевна

Конспект занятия для детей старшей группы "Пересказ рассказа Г. Снегирева "Пингвиний пляж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад №2 «Солнышко»

Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж»

 (конспект ООД по развитию речи в старшей группе)

Подготовила: Голобородько Л.В.

                                                                          воспитатель

2018 год

Цель: формирование навыков связного и последовательного пересказа литературного текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи: 1.Закрепить знания о творчестве писателя Г. Снегирёва; названия  его рассказов из книги «Про пингвинов», уметь передавать их краткое содержание.

2.Учить детей внимательно слушать, беседовать по содержанию произведения, связно и последовательно передавать текст с помощью графических  схем, понимать значение трудных слов.

3. Развивать интонационную выразительность при воспроизведении текста.

4. Воспитывать интерес к животным Севера через произведения Г.Снегирёва.

Методические приёмы: сюрпризный момент, использование художественной литературы, вопросы к детям, беседа, задания детям, индивидуальные ответы детей, показ графических схем, речевая деятельность детей, итог деятельности.

Оборудование: игрушка пингвин, портрет писателя Г.Снегирёва, выставка его книг, графические схемы для пересказа.

Предварительная работа: чтение рассказов Г.Снегирёва о пингвинах, знакомство с глобусом и расположением Антарктиды, объяснение понятия «материк»; заучивание детьми загадок по их выбору, подготовка графических схем.

Интеграция: «Художественная литература», «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Ход занятия. Организационный момент.

- Встанем  в круг, ребята,  дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да, любим.) А умеете ли вы загадывать загадки? Давайте попробуем. (Дети загадывают несколько знакомых загадок)

- Молодцы! А сейчас отгадайте мою загадку:

Носит фрак красивый чёрный.
Дом в Антарктике его.
Лёд прозрачный и холодный
Для него милей всего.
Вперевалочку шагает,
Словно важный господин.
В море рыбку добывает
Неуклюжий наш…
(Пингвин)

- А вот и наша отгадка.  (Из «чудесной» коробки появляется пингвин (игрушка).

- Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей: живут в Антарктиде, среди снега и льда; пингвины не летают, хорошо ныряют; птицы очень любознательные, смешные; папы пингвины занимаются высиживанием яиц.)

- Ребята, а  кто писал рассказы о пингвинах?  (Рассказы писал Геннадий Снегирёв).

- Действительно, это Геннадий Снегирёв. (Показ портрета писателя). Прежде чем создавать свои рассказы о животных, писатель много путешествовал. Он плавал матросом по Тихому океану, бывал в  экспедициях в Антарктиде, бродил с геологами по Восточной Сибири, был рыбоводом, охотником. Геннадий Снегирёв хорошо знал  тайгу и тундру, пустыню и горы, моря и реки.

- Ребята, а какие рассказы Геннадия Снегирёва о пингвинах вы знает? (Дети называют рассказы: «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок»,  «Любопытные», «К морю» и т.д.).

- Ребята, сегодня мы вспомним рассказ «Пингвиний пляж» и будем его пересказывать. Но сначала я его вам напомню.

Чтение адаптированного текста рассказа.

Около Антарктиды есть маленький островок.

Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются.

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»

Тут ещё пингвины с гор прибежали. Много их собралось,  задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Вдруг слышу:  кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали на фанере.

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

Беседа по содержанию.

- Ребята,  я прочитала вам рассказ, давайте поговорим по его содержанию. Я вам буду задать вопросы по тексту, а вы отвечайте.

- Где выгрузили свои вещи люди?  (Люди выгрузили вещи на пляже, на пингвиньем пляже).

- Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже? (Пингвины вылезли из воды, кричали, переговаривались, клевали мешки).

- На чём пингвины устроили танцы? (Пингвины устроили танцы на фанере).

- Где лежал лист фанеры? (Лист фанеры  лежал на камнях).

- Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день).

- Когда ушли пингвины? (Пингвины ушли вечером).

- Как вёл себя последний пингвин? (Один пингвин отстал и загляделся на человека).

- Молодцы, ребята, вы правильно и  полно ответили на мои вопросы. А  сейчас  мы можем отдохнуть.

Физкультминутка.

Жили-были три пингвина (хлопки руками)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Хорошо и дружно жили  (пожимания кистей одна другую)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Как-то утром на рыбалку (хлопки руками)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Зашагали вперевалку (ходьба на месте, переступая с  ноги на ногу)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Наловили много рыбы (движения руками к себе)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

И ещё поймать смогли бы (движения руками к себе)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Съели дружно всё до крошки (сгибание кистей рук)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Кроме маленькой рыбёшки (сгибание кистей рук)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина).

- А сейчас, ребята мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

- Что такое Антарктида?  (Антарктида – это материк, покрытый камнями  и льдом).

- Что такое фанера? ( Фанера – это тонкий деревянный лист).

- Что означает слово  «переговаривались»? (Это значит, говорили друг с другом).

- Что означает слово «напирать»? (Это значит, толкать, теснить).

- Что  означает слово «устроили»? (Это значит, что-то сделали).

- Что означает слово «выстроилась»? (Это значит, построиться).

- Что означает слово «загляделся»? (Это значит, долго смотрел).

- Ребята, а наш гость пингвинёнок хочет услышать  рассказ, о котором мы с вами говорим. У меня к рассказу есть графические схемы. Они помогут вам при пересказе текста.  (Воспитатель вывешивает схемы на доску).

- Ребята, давайте определим последовательность событий в рассказе и расставим схемы по порядку.

- Какая схема соответствует началу рассказа?

- Что обозначает эта схема?

- Какая схема следующая?

- Какое событие обозначено на этой схеме?

- Что вы видите на последней схеме?

- Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я его ещё раз прочитаю, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

Повторное чтение рассказа.

- Ребята,  кто желает пересказать рассказ?  Начните пересказ с фразы: «Геннадий Снегирёв. «Пингвиний пляж»». (Заслушиваются 2-3 рассказа)

- Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих товарищей.  Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

- Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться пересказывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа "Пингвиний пляж" (по Г.Снегиреву) старший возраст

Перессказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегиреву) Цель: Обусать детей навыкам связного последовательного пересказа.Задачи:1.     Расширятьпредставления о жизни животных др...

Пересказ рассказа «Пингвиний пляж»

Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...

Пересказ рассказа «Пингвиний пляж».

Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной порой в виде графических схем, отражающих последовательных событий.             ...

Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегиреву)

Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе тема: «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по г. Снегирёву)

Конспект организованной образовательной деятельностив старшей группетема: «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по г. Снегирёву)...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегиреву) Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Задачи: Формирование активного слухового и зр...

Конспект ООД по развитию речи "Пересказ рассказа Г.Снегирева "Пингвиний пляж"

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.Задачи: - Формирование активного слухового и з...