Конспект ООД по развитию речи "Пересказ рассказа Г.Снегирева "Пингвиний пляж"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

 - Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- Развитие навыков планирования пересказа.

- Активизация и обогащение словаря.

- Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pingviniy_plyazh.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе.

Пересказ рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж»

Цель: Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

 - Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

- Развитие навыков планирования пересказа.

- Активизация и обогащение словаря.

- Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

 В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В черный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук

А вот и наша отгадка.  (Из «чудесной» коробки появляется пингвин (игрушка).

- Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей: живут в Антарктиде, среди снега и льда; пингвины не летают, хорошо ныряют; птицы очень любознательные, смешные; папы пингвины занимаются высиживанием яиц.)

- Ребята, а  кто писал рассказы о пингвинах?  (Рассказы писал Геннадий Снегирёв).

- Действительно, это Геннадий Снегирёв. (Показ портрета писателя). Прежде чем создавать свои рассказы о животных, писатель много путешествовал. Он плавал матросом по Тихому океану, бывал в  экспедициях в Антарктиде, бродил с геологами по Восточной Сибири, был рыбоводом, охотником. Геннадий Снегирёв хорошо знал  тайгу и тундру, пустыню и горы, моря и реки.

- Ребята, а какие рассказы Геннадия Снегирёва о пингвинах вы знает? (Дети называют рассказы: «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок»,  «Любопытные», «К морю» и т.д.).

- Ребята, сегодня мы вспомним рассказ «Пингвиний пляж» и будем его пересказывать. Но сначала я его вам напомню.

Чтение адаптированного текста рассказа.

Около Антарктиды есть маленький островок.

Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются.

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр… Каррр…»

Тут ещё пингвины с гор прибежали. Много их собралось,  задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Вдруг слышу:  кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали на фанере.

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.

Беседа по содержанию.

- Ребята,  я прочитала вам рассказ, давайте поговорим по его содержанию. Я вам буду задать вопросы по тексту, а вы отвечайте.

- Где выгрузили свои вещи люди?  

 - Что делали пингвины, когда увидели мешки на пляже?

- На чём пингвины устроили танцы?

- Где лежал лист фанеры?

- Как долго танцевали пингвины?

- Когда ушли пингвины?

- Как вёл себя последний пингвин?

- Молодцы, ребята! А  сейчас  мы немного побудем пингвинами.

Физкультминутка.

Жили-были три пингвина (хлопки руками)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Хорошо и дружно жили  (пожимания кистей одна другую)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Как-то утром на рыбалку (хлопки руками)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Зашагали вперевалку (ходьба на месте, переступая с  ноги на ногу)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Наловили много рыбы (движения руками к себе)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

И ещё поймать смогли бы (движения руками к себе)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Съели дружно всё до крошки (сгибание кистей рук)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина)

Кроме маленькой рыбёшки (сгибание кистей рук)

Пик, Пак, Пок (хлопки по бокам в позе пингвина).

- А сейчас, ребята мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они обозначают.

- Что такое Антарктида?  

 - Что такое фанера?

- Что означает слово  «переговаривались»?

- Что означает слово «напирать»?

- Что  означает слово «устроили»?

- Что означает слово «выстроилась»?

- Что означает слово «загляделся»?

- Ребята, а наш гость пингвинёнок хочет услышать  рассказ, о котором мы с вами говорим. У меня к рассказу есть графические схемы. Они помогут вам при пересказе текста.  

 - Ребята, давайте определим последовательность событий в рассказе и расставим схемы по порядку.

- Какая схема соответствует началу рассказа?

- Что обозначает эта схема?

- Какая схема следующая?

- Какое событие обозначено на этой схеме?

- Что вы видите на последней схеме?

- Ребята, посмотрите, у нас получился графический план рассказа. Сейчас я его ещё раз прочитаю, а вы внимательно слушайте и, глядя на схемы, постарайтесь запомнить его.

Повторное чтение рассказа.

- Ребята,  кто желает пересказать рассказ?  Начните пересказ с фразы: «Геннадий Снегирёв. «Пингвиний пляж»». (Заслушиваются 2-3 рассказа)

- Ребята, вы прослушали несколько пересказов своих товарищей.  Скажите, чей пересказ вам понравился и почему?

- Кто из ребят выразительнее пересказал текст?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться пересказывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»

Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в                       повседне...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект ООДпо физическому развитию во второй младшей группе

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий. Задачи:Образовательные:-учить детей ходить в колоне по одному-бегать врассыпную-учить прыж...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект «Речевое развитие» Развитие речи «Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин».

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин.Развивающие: Развивать сп...