конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Волшебница вода"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Митрофанова Оксана Владимировна

нод по развитию речи для старшей группы с использованием игровых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткий конспект НОД

«Волшебница-вода»

Подготовительная к школе группа (логопедическая)

Провела: воспитатель Митрофанова О.В. МБДОУ №27 го Балашиха

Цели занятия

Образовательные:

-активизировать и расширять словарь по темам «Вода», «Зима», «Транспорт», «Флора и фауна земли»; продолжать учить подбирать слова- признаки и слова- действия к словам «снег», «лед»; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом;

-закреплять элементарное представление о круговороте воды в природе;

-закреплять названия водного транспорта и водных обитателей.

Развивающие:

-упражнять в подборе слов антонимов;

-совершенствовать умение согласовывать числительное со словосочетанием;

-развивать фонематическое восприятие;

-корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

-развивать познавательные способности, сообразительность.

Воспитательные:

-воспитывать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к водному ресурсу.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Ребята отгадайте загадку.

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда-

Руби хоть топором!

Нагрей  ее и к небесам она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее …(вода).

Сегодня  мы с вами будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице – воде. Как вы думаете почему?

Дети. Вода бывает очень разной – она может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром.

Воспитатель. Вот какая она разная!

Рассказ о путешествии капельки в природе.

Воспитатель. Вода в природе путешествует по кругу. Вспомним, как это происходит с помощью этой картины.

Дети с воспитателем по плакату «Круговорот воды в природе» рассказывают об этом природном процессе.

Когда в тучке накапливается очень много капелек, им становится тесно. Тогда мама тучка посылает капельки на землю, наказывает им пролиться теплым дождиком, напоить землю, растения, животных, пополнить водоемы, а затем возвратиться!

И вот летят капельки из тучки на землю. Попрыгают, поиграют, но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в глубокое море, а из моря перетекла в огромный океан.

Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки легкими –легкими и потянулись вверх, и вернулись к маме- тучке. Она без них соскучилась, через некоторое время она опять их отпустит погулять на землю.

Воспитатель. Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Агрегатные состояния воды в природе.

Воспитатель с детьми подходит к плакатам об агрегатных состояниях воды.

Воспитатель. Когда вода выпадает из туч -  в каком она состоянии? Если идет дождь- в жидком, если снег- в твердом. Когда испаряется с поверхности земли и возвращается в тучи, какое состояние приобретает вода? Газообразное. Где можно в при роде встретить воду в жидком, твердом и газообразном состоянии?

Дети называют природные объекты и явления на агрегатные состояния воды.

Согласование числительного с словосочетанием.

 Воспитатель предлагает с помощью цифр посчитать природные объекты, изображенные на иллюстрациях. Игра «1-2-5-9» со словосочетаниями широкая река, длинная сосулька, пушистая снежинка.

Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем со снежком в игру «Назови ласково».

Дети называют природные объекты и явления, связанные с водой с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Снег-…(снежок)

Капля-…(капелька)

Река-...(реченька)

Дождь-…(дождичек)

Облако-…(облачко)

Туча-…(тучка)

Льдина-…(льдинка)

Лужа-…(лужица)

Пруд-…(прудик)

Подбор прилагательных, причастий, глаголов к существительному.

Дети получают письмо от Снежной Королевы, которая грозит оставить всю воду на земле в твердом состоянии – в виде снега и льда.

Воспитатель предлагает детям рассказать Снежной Королеве о снеге и льде и за каждый правильный ответ из ручейка класть капельку в ведро.

Снег (какой?)- белый, чистый, хрустящий, рыхлый…;

Снег (что делает?) – идет, серебрится, сверкает, летит…;

Лед (какой?) – холодный, прозрачный, хрупкий, твердый… .

В каких словах «живет» слово снег? – снежок, снегирь, подснежник,… .

В каких словах «живет» слово лед? – льдина, гололед, ледокол,… .

Физкультминутка «Снеговик»

Дети показывают движения в соответствии с текстом.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла…

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Побор антонимов.

Игра со Снежной Королевой «Скажи наоборот». За каждый правильный ответ дети кладут по капельке в ведро. Используется аудиозапись с голосом Снежной Королевы, которая произносит следующий текст.

Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).

Ручеек узкий, а река … (широкая).

Замеляя черная, а снег …(белый).

Родник чистый, а лужа … (грязная).

Вода холодная, а пар …(теплый).

Река близко, а море …(далеко).

Пруд маленький, а океан …(большой).

Горная река течет быстро, а равнинная …(медленно).

Звуковой синтез слов.

Снежная Королева говорит, что заморозила всех водных обитателей. Воспитатель находит ракушку и говорит детям, что она нам поможет. Но от холода ракушка не может говорить целым словом, она произносит только звуки.

Воспитатель прикладывает ракушку к уху и произносит названия водных обитателей отдельными звуками.

Дети с помощью ракушки составляют из звуков названия водных обитателей – кит, сом, рыба, щука.

Игра «Размести водных обитателей по своим водоемам».

Дети раскладывают картинки с изображениями водных обитателей на макеты водных объектов.

Составление предложений по сюжетным картинкам и рисование их графически.

Далее Снежная Королева спрашивает детей, зачем им нужна вода.

Воспитатель. Без воды не сделать очень многих простых дел. Воду нечем заменить! Поэтому воду надо беречь. После использования водопроводным краном его надо обязательно закрывать! По воде передвигается транспорт. Как он называется? Какой водный транспорт вы знаете?

Дети отвечают.

Игра «закрой снежинкой водный транспорт».

Работа над мелкой моторикой.

Воспитатель. Снежная Королева все равно вредничает и не желает оставить на Земле воду в разных агрегатных состояниях.

Воспитатель предлагает детям подумать, что же можно сделать. Как перехитрить Снежную Королеву?

Воспитатель. Давайте, сами превратим ведро с капельками в ведро со снежинками. Снежной королеве и колдовать не придется. Воспитатель предлагает вырезать каждому по снежинке и превратить ведро с водой в ведро со снегом. Дети вырезают снежинки.

Итог занятия.

Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Тема: "В гостях у дедушки и бабушки"       Программное содержание:Задачи на развитие познавательных способностей:показать детям, какую пользу приносят человеку домашние ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи: «Знакомство детей с водой и ее свойствами»

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид деятельности: Познавательно- исследовательская. Ознакомление с           миром природы.Тема: Удив...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...