Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Буква - Н".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Азизова Саида Гарибхан кызы

Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.docx658.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    "Н"

C:\Users\User\Desktop\Н.jpg

Перед ребенком кладется коллаж.  Педагог вместе с ребенком рассматривают его.

П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.

Р: Буква "Н"

П: Молодец! Правильно! Для начала, давай дадим характеристику звуку «Н».

Р: Звук «н» - согласный, звонкий, непарный.

П: Хорошо. Его можно смягчить?

Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.

П: Отлично! Давай на коллаже найдем букву Н.

Р: Вот она, между ананасом и звоночком.

П: Верно! Вот так пишется буква Н.  Из  скольких элементов состоит буква Н?

Р: Из трёх.

П: Хорошо. Теперь разберем с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри на самый первый рисунок. Что ты здесь видишь?

Р: Это бинокль.

П: Верно! Скажи, в слове бинокль есть буква Н?

Р: Да, есть.

П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?

Р: Звук «н» в слове бинокль твердый, потому что после него не стоит никакой звук, который бы влиял на него.

П: Отлично! Запиши слово бинокль в тетрадь, подчеркни соответствующим цветом букву "Н".

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н?

Р: Синим, потому что здесь звук «н» твердый.

П: Хорошо. Скажи, что ты знаешь о бинокле?

Р: Бинокль показывает дальние расстояние близко.

П: Верно! Когда нам надо увидеть что находится далеко,  мы берём бинокль.

П: Хорошо. Давай посмотрим на следующую картинку. Что ты видишь?

Р: Это лента. Она нужна, чтобы проявить фотографии.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове лента?

Р: Два слога, потому что там два гласных.

П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в этом слове?

Р: Мягкая, перед ним стоит гласный второго ряда «е».

П: Молодец! Правильно! Запиши слово лента в тетрадку.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Какой карандаш нам понадобится для обозначение первого звука в этом слове:

Р: Зеленый.  В слове лента  звук – «Н» мягкий за счет гласного «е».

П: Молодец! Отметь его цветом.

Ребенок обозначает звук зеленой точкой под буквой.

П: Хорошо! Молодец! Смотрим дальше. Что ты видишь справа от ленты?

Р: Это яблоня.

Р: Мягкая.

П: А почему мягкая?

Р: Он стоит перед звуком «я» и поэтому смягчает.

П: Абсолютно верно! Ты молодец! Для того, чтобы согласный стал мягким, гласный звук «Я» должен стоять после согласного. Скажи, а здесь есть мягкие согласные?

П: Молодец! Запиши слово "яблоня"  в тетрадку.

П: Теперь найди в слове  яблоня  все мягкие согласные. Есть еще мягкие согласные?

Р: Нет,  больше нет.

П: Умница! Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь рядом с яблоней?

Р: Рябина.

П: Да, скажи, какая позиция звука «н» в слове рябина?

Р: Твёрдая.

 П: А почему твёрдая?

Р: Потому что поле звука «н» стоит гласная «а».

П: Умница! Очень хорошо! Запиши слово рябина в тетрадь. Обозначь все звуки цветами. Каким цветом обозначишь звук «н» в этом слове?

Р: Синим.

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Давай посмотрим дальше. Что ты видишь слева от звоночка?

Р: Это машина.

П: Правильно! А может быть ты скажешь  как называется это машина?

Р:  Это грузовик.

П: Верно! А в слове машина есть звук «н»?

Р: Да.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове машина?

Р: Три слога. Потому что там три гласных  звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «н» в слове машина?

Р: Твёрдая, потому что после него стоит гласный звук «а».

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово машина в тетрадь. Отметь цветом звук «н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно!

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо. Мы записали слово машина. Смотрим на картинку дальше. Что ты видишь правее машины?

Р: Это звонок.

П: Верно! А в слове звонок есть звук «н»?

Р: Да.

П: Молодец! Правильно! Скажи, сколько слогов в слове звонок?

Р: Два слога. Потому что там  два  гласных  звука.

П: Молодец! А какая позиция звука «н» в слове звонок?

Р: Твёрдая, потому что после него стоит гласный звук «о».

П: Прекрасно! Молодец! Запиши слово звонок  в тетрадь. Отметь цветом звук «н». Какой карандаш тебе понадобиться?

Р: Синий.

П: Все верно! Умница!  Давай посмотрим дальше. Что ты видишь справа от буквы «Н»?

Р: Это ананас.

П: Правильно! Что такое ананас?

Р: Ананас– это сладкий фрукт.

П: Скажи, какая позиция звука «н» в слове ананас?

Р: Твердая. После него стоит звук «а» - он гласный первого ряда и смягчать не может.

П: Молодец! А сколько слогов в слове ананас?

Р: Три слога, потому что три гласных звука.

П: Молодец! Придумай мне три слова, где слогов будет на один больше, чем в слове ананас. Значит, сколько там должно быть слогов?

Р: Четыре слога.

П: Правильно. Итак, придумай мне три таких слова.

Ребенок думает и дает свои ответы. В случае затруднения, педагог задает наводящие вопросы.

Р: Круасаны, куриные, клиновые.

П: Очень хорошо! Молодец! Запиши, пожалуйста, эти слова в тетрадь.

Ребенок записывает, педагог контролирует правильность написания.

П: Хорошо. Посмотрим дальше. Что ты видишь в нижнем правом углу?

Р: Это телефон.

П: Верно! Скажи, какой по счету звук «» в этом слове?

Р: Седьмой звук.

П: Седьмой, верно. Но, послушай внимательно – те-ле-фон. Как звучит «н»?

Р: Твёрдо.

П: Конечно, значит звук не «нь», а «н». Почему он стал твёрдым?

Р: Потому что после звука «н» нет гласного звука.

П: Молодец! Хорошо. Запиши в тетрадь слово телефон.

Ребенок записывает, педагог контролирует.

П: Хорошо. Обозначь, пожалуйста все гласные звуки. Прокомментируй, что ты делаешь. Какой цвет тебе понадобиться?

Р: Мне нужен красный цвет. Им мы обозначаем гласные. Здесь гласные «е», «о».

П: Хорошо. О чем нам может сказать количество гласных в слове?

Р: О том, сколько слогов в слове.

П: Хорошо! Значит, сколько слогов в этом слове?

Р: Три слога.

П: Хорошо. Придумай мне пожалуйста три слова, чтобы они начинались на такой же слог, как начинается слово телефон. Какай здесь первый слог?

Р: Слог Те.

П: Хорошо. Подумай и назови.

Ребенок думает, в случае затруднения, педагог подсказывает, задавая наводящие вопросы.

Р: Телескоп.

П: Хорошо. Еще

Р: Телевизор.

П: Подумай еще.

Р: Тегеран.

П: Умница! Прекрасно! Что такое Тегеран, можешь сказать?

Р: Да. Тегеран – это город.

П: Верно! Хорошо. Вернемся к коллажу. Что ты видишь рядом с телефоном?

Р: Это Чайник!

П: Верно! Как ты узнал, что это именно чайник?

Р: Он кипит, у него  идёт дым. Скажи, какая позиция звука «Н» в слове чайник?

Р: Мягкая позиция.

П: Почему?

Р: После согласного «н» стоит гласный звук «и». Он второго ряда и влияет на согласный, смягчая его.

П: Хорошо. А есть еще мягкие согласные в этом слове?

Р: Да. Согласный звук «ч» и «й». Потому что согласные ч и й всегда мягкие.

П: Правильно! Скажи, а мягкий знак (ь) обозначает звук?

Р: Нет! Это только буква. И звук он не обозначает. Зато он может передать свою мягкость согласным звукам.

П: Очень хорошо! Молодец! Запиши, пожалуйста  слово чайник в тетрадку. Обозначь цветами все звуки

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Молодец. Смотрим дальше. Кто стоит рядом с чайником?

Р: Индюк.

П: Верно! Это птица или насекомое?

Р: Это птица.

П: Верно! Молодец! Скажи, как звучит «н» в слове индюк?

Р: Твёрдо, потому что после звука «н» стоит согласный  «д».

П: Прекрасно! Запиши, пожалуйста  слова – индюк. Подчеркни в слове букву Н соответствующим цветом.

Ребенок выполняет, педагог контролирует.

П: Хорошо, посмотри дальше. Кого ты видишь рядом с индюком?

Р: Это Индеец.

П: Правильно! Молодец! А как ты узнал?

Р: Потому что у него в руках стрела, на голове пёрышко, на лце нарисовано красками.

П: Правильно!  Скажи, какая позиция звук «н» в этом слове?

Р: Твердая, потому что после него стоит согласный «д».

П: Молодец! Верно! Сколько слогов в слове индеец?

Р: Три слога, т.к. там три гласных звука.

П: Молодец! Назови мне, пожалуйста, второй слог в этом слове.

Р: Слог Де.

П: Молодец! А скажи, какой шестой звук в слове индеец?

Р: Шестой звук – «ц».

П: Молодец! Верно! Запиши в тетрадь слово индеец. Обозначь все звуки точками.

Ребенок выполняет задание, педагог контролирует.

Рефлексия

Коллаж убирается, тетрадка закрывается.

П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?

Р: Со звуком «н».

П: Верно! Дай ему характеристику.

Р: Звук «н» - согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И еще звуком «и».

П: Молодец! Вспомни, какие картинки были на коллаже

Ребенок перечислят, что он запомнил. В случае, если какой-либо элемент был забыт, педагог наводящими вопросами напоминает ребенку о них.

П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи .Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Крот в саду".

Занятие по развитию речи для детей 6- 7 лет ....

Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Рецепторы".

Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет....

Занятие по развитию речи. Автор: Азизова С.Г. 16.09.2018. "Стрелки".

Занятие по развитию речи для детей 6 - 7 лет....

Методическая разработка занятия по развитию речи. Автор Попова Э.Р.

Методическая разработка занятия по развитию речи. Тема занятия: «Путешествие на птичий двор». Запоминание новых слов и составление предложений. Формирование знаний по окружающему миру с эл...