Конспект занятия "Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Добронравова Екатерина Александровна

Конспект занятия по теме «Космос» в подготовительной группе с общим недоразвитием речи с использованием презентации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_kosmos.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад №206»

Конспект

занятия по теме «Космос»

в подготовительной группе с общим недоразвитием речи с использованием презентации

Воспитатель Добронравова Е.А.

г. Краснодар

2016

Цели и задачи:

- Расширить и закрепить знания о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях, о первых космонавтах и празднике День космонавтики.

- Активизировать предметный словарь по теме «Космос».

- Закрепить названия планет, их отличительные особенности и умение различать их.

- Упражнять в ориентировании на листе бумаги.

- Упражнять в составлении слова из разных букв.

- Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

- Воспитывать чувство гордости за страну.

Материал:

Проектор, экран, буквы Р А К Е Т А, карточки со слогами.

Раздаточный материал:

Листы бумаги в клетку, ручки; листы белой бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы. Заучивание стихотворений о космосе. Разгадывание загадок о космосе. Конструктивные игры «Космодром», «Космический корабль». Продуктивная деятельность «Я видел такую луну» - рисование.

Ход занятия:

-Ребята, я бы хотела загадать вам загадку:

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
                                                                              (Космос)

- Что же такое космос? (Слайд 1, 2) Это все пространство вокруг нашей планеты, это вселенная со всеми галактиками, звездами, планетами, черными дырами и другими космическими телами. Различают ближний космос и дальний. Ближний космос осваивают космические аппараты, а дальний для нас пока недосягаем.

- Что такое галактика? (Слайд 3) Это большое скопление звезд. Все отдельные звезды, которые мы видим на небе, принадлежат нашей галактике.

- Как же называется наша галактика? Млечный Путь. Она имеет спиральную форму.

- Что такое Солнечная система? (Слайд 4) Из чего она состоит?

- Что находится в центре Солнечной системы? Послушаем стихотворение.

Ребенок 1:

Солнышко

Солнышко на небе
Раньше всех встаёт.
Поздно спать ложится,
Как не устаёт?
Я бы не смогла так -
По его пути,
За один денёчек
Небо всё пройти!

- Что такое Солнце? (Слайд 5) Это огромная раскалённая звезда. Ее свет и тепло дают жизнь всему живому на планете. Многие явления природы на Земле зависят от Солнца. Но не все солнечные лучи полезны, есть среди них и вредные.

- Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их. (Слайд 6)

- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?

(Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).

Физкультминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

- А сейчас поподробней поговорим о планетах Солнечной системы. А вы, ребята, мне поможете.

- Меркурий. (Слайд 7) Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая. Он имеет самую высокую скорость вращения, и обегает солнце за три месяца. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚).

- Венера. (Слайд 8) Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Это самая горячая планета.

- Земля (Слайд 9) – это третья планета по счёту от Солнца. Земля – это единственная планета, на которой есть вода и кислород, следовательно, есть жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна. Но к Луне мы вернемся позже.

 -  Марс. (Слайд 10) Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она похожа на Землю. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни, т.к. Марс состоит из углекислого газа (вредного для всего живого). На его поверхности есть вулканы. Поверхность Марса – красная.

 - Юпитер (Слайд 11) – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.

- Сатурн (Слайд 12) – имеет обширную систему колец, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

 - Уран. (Слайд 13) Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку». Про него говорят, «катится как шар по блюдцу».

- Нептун (Слайд 14) - голубой гигант, состоящий из газа. Эта планета названа в честь древнегреческого бога морей и океанов Нептуна. Его поверхность из космоса выглядит голубой. Нептун отличается от остальных планет тем, что крутится сверху вниз. На Нептуне практически всегда очень холодно. А именно около –273 градуса.

- Плутон (Слайд 15) - карликовая планета, состоящая из камня и льда. Это до недавних пор была 9-я планета по счету от Солнца и самая маленькая. Настолько маленькая, что недавно ее перестали считать планетой. Плутон обегает Солнце почти 250 лет. Планета была названа в честь греческого бога подземного царства Плутона.

- А еще планеты мы можем не только видеть, но и слышать. Давайте послушаем настоящую космическую музыку (Прослушивание аудиофайлов).

 

Считалочка

- Ребята, давайте повторим и закрепим названия планет считалочкой.

(Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч любому ребёнку - ведёт счет, а дети называют планеты.)

 По порядку все планеты

 Назовёт любой из нас:

 Раз — Меркурий,

 Два — Венера,

 Три — Земля,

 Четыре — Марс.

 Пять — Юпитер,

 Шесть — Сатурн,

 Семь — Уран,

 За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ребенок 2:

Луна

Спутник близкий для планеты,
Светит отражённым светом.
То как месяц, то кругла,
Мало дарит нам тепла.
За собою тянет воду
В океанах с небосвода,
И поэтому вода
Движется туда-сюда,
Есть приливы и отливы.
А ещё она красива,
Если вся освещена –
В небе полная Луна.

- Что такое спутник? Как называется спутник Земли? (Слайд 16) Спутник – планета, которая вращается вокруг другой планеты или звёзды.

- Луна – самая близкая к Земле планета. На Луне много гор. Вся лунная поверхность покрыта слоем космической пыли. От луны многое зависит на Земле. Луна влияет на приливы и отливы в морях и океанах; на процессы, происходящие в природе и организме человека. Существуют лунные календари, лунное затмение, полнолуние.

Ребенок 3:

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.       

                                    В. Степанов

- Какой сейчас месяц? Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

(Слайд 17) Апрель. День космонавтики. В этом году исполняется 55 лет со дня первого полёта человека в космос.

- А почему именно 12 апреля мы празднуем? 12 апреля 1961 года, ровно 55 лет назад, на космическом корабле «Восток» совершил свой первый полёт в космос наш русский космонавт.

- Знаете, кто это? (Слайд 18) Ю. Гагарин, было ему 27 лет.

- С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.

- Кого мы ещё поздравляем в этот день? Авиаконструкторов, лётчиков, космонавтов, учёных.

- Так выглядел космический корабль «Восток» (Слайд 19, 20).

Д\и «Сложи слово»

- Давайте из этих букв составим слово «РАКЕТА» (Дети составляют из предложенных букв слово «РАКЕТА»)

Графический диктант

-Чтобы у нас получилась настоящая ракета, надо нарисовать ее графический рисунок. Садитесь, берите ручки. Приступаем.

Диктант: 2 →, 2 ↓, 1 →, 2 ↓, 1 →, 9 ↓, 1 →, 1 ↓, 1 →, 5 ↓, 2 ←, 3 ↑, 2 ←, 3 ↓, 2 ←, 3 ↑, 2←, 3 ↓, 2←, 5 ↑, 1 →, 1 ↑, 1 →, 9 ↑, 1 →, 2 ↑, 1 →, 2 ↑.

- Кого из известных космонавтов вы знаете?

В. Терешкова – первая женщина-космонавт (Слайд 21).  

Г. Титов - второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт, самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (Слайд 22).

А. Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос (Слайд 23).

- Кто первый запустил спутник и построил ракету?

С. Королёв – учёный, конструктор, основоположник русской космонавтики. (Слайд 24)

- Кто раньше людей побывал в космосе?

Белка и Стрелка -  собаки-космонавты, первые животные, совершившие космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полёт проходил на корабле «Спутник-5». Полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли (Слайд 25).

- Для чего нужно отправлять животных в космос?

На их примере ученые изучают, как влияет космический полёт на живые организмы (перегрузка, длительная невесомость, космическая радиация), безопасность полёта и благополучное возвращение на Землю.

 

Физкультминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

1, 2, 3, потянись,

Вот летит ракета ввысь!

Д/и «4 лишний» – логическое мышление

Солнце, Венера, Земля, Африка

ракета, спутник, лодка, луноход

комета, звезда, метеорит, телескоп

Гагарин, Терешкова, Леонов, Королев

Венера, Марс, Юпитер, Млечный Путь

Д\и «Составь предложение» - работа над грамматическим строем речи

корабль, на, летит, космический, луна

мы, земля, живём, планета, на

девять, вокруг, вращается, солнце, планет

Д/и «Составь слово» - чтение слов

- При запуске ракеты слова раскололись надвое. Нужно линией соединить половинки вместе, чтобы получилось слово.

(спут - ник, телес - коп, зем - ля, лу - на, солн - це, звез – да)

Рисование (под музыку) – «Загадочный космос»

- Алексей Леонов, космонавт, который первым побывал в открытом космосе, стал рисовать этот загадочный и красивый и ещё до конца неизученный космический мир. Давайте и мы с вами изобразим на бумаге загадочный космос.

- Поехали!

- Ребята, посмотрите на наш космос, какие замечательные работы у вас получились.

- На этом наше космическое путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....