Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе на тему: "Перелетные птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лактионова Анастасия Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность построена так, чтобы обеспечить высокий и средний уровень речевого развития большинства детей независимо от их индивидуальных особенностей детей. Смена заданий поможет не заскучать на занятии и привлечь малоактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx148.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 629 ДО 1 Детский сад « 2626

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по обучению связной речи в старшей группе № 11

Составила:

Лактионова Анастасия Владимировна

г. Москва, 2018 г.

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: формирование лексико – грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательные задачи:

1.Закрепить знания о перелетных птицах;

2.Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелётные птицы»;

3.Обогащать словарь детей предметной лексикой: лапы, шея, голова, клюв, хвост, перья;

4.Активизировать речь детей словами-признаками, глаголами;

5.Упражнять в согласовании числительного с существительным;

6.Упражнять в понимании предложно-падежных конструкций, в образовании приставочных глаголов.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать речевую активность, диалогическую речь.

2.Развивать речеслуховую память, зрительное восприятие и внимание, мышление.

3.Развивать мелкую и общую моторику, творческое воображение, подражательность.

Коррекционно-воспитательные задачи.

1.Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

2.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки перелетных птиц (соловей, журавль, ласточка, скворец, грач и т.д.), игрушки – попугай, карта, фонарь, компас, сундучок, бинокль, магнитная доска, картинки с изображением птиц по счету, музыка, картина – дерево, игрушка – соловей.

Раздаточный материал:

Игра – разрезные картинки «Собери птицу», карточки с наложенными изображениями птиц.

Активизация словаря:

Слова-предметы: птицы – грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец, лапы, шея, голова, клюв, хвост, перья, скворечник, поле;

Слова-признаки: перелётные, большой, маленький, длинный, короткий, пёстрый, серый, белый, чёрный, звонкий, важный, быстрокрылый;

Слова-действия: летать, улетать, прилетать, вылетать, влетать, слетела, присела, улетела, полетела, перелетела, залетела, облетела.

Обогащение словаря:

Пёстрая, быстрокрылая, длинноногий, длиннохвостый, звонкоголосый, лапы, шея, голова, клюв, хвост, перья;

Образовательный результат. Развивать языковые обобщения, это приводит к повышению речевого развития детей. Упражнять в формах разговорной речи. Задействовать детей, которые затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. Непосредственная образовательная деятельность построена так, чтобы обеспечивать высокий и средний уровень речевого развития большинства детей независимо от их индивидуальных способностей. При выполнении развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Введение в тему.

Дети входят в группу, их встречает Попугай (игрушка):

– Ребята, вашу группу посетили волшебные пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар.  Вы готовы им помочь?

Дети: – Да, готовы!

Воспитатель: – Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: – На лодке, на корабле, на плоту, но мы выбираем пароход.

Воспитатель: – Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этого сундучка. Выберите подходящие  предметы.

(Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор):

– Компас и карта нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.

Воспитатель:

-Дети, какие перемены в природе показывают нам, что уже началась весна?

(Ответы детей).

2.Отгадывание загадки.

На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его...
(скворец). (Ответы детей).

3.Первый остров. Рассматривание картин с птицами.

Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нас будет ждать на острове? (Ответы детей).

Дети подходят к магнитной доске и по очереди выбирают картинку с птицей и описывают ее.

Инструкция: Назови птицу и опиши ее. Картинки на выбор (аист, грач, скворец, ласточка, соловей).

Дети по очереди составляют описательный рассказ о выбранной птице.

Молодцы ребята, отправляемся на следующий остров!

4.Второй остров. Упражнение на обогащение словаря предметной лексикой «Части тела птиц».

Воспитатель предлагает детям разделиться по 2-3 человека поиграть в игру «Сложи картинку».

Инструкция: назови части тела птиц, скажи, чем покрыто тело птиц.

После предложить игру «Угадай по описанию». Воспитатель описывает скворца. Дети должны угадать.

Игра разрезные карточки

Хорошо, справились с заданием. Поплыли дальше!

5. Третий остров. Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?” (Развитие творческого воображения, подражательности).

Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Покажите, как передвигаются: ласточка, медведь, белка, грач.

Инструкции:

- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.

- Вокруг себя повернись и в медведя превратись.

- Вокруг себя повернись и белку превратись.

- Вокруг себя повернись и в грача превратись

- Вокруг себя повернись и в детей превратись.

Хорошо, и этот остров позади. Поплыли дальше навстречу приключениям.

6. Четвертый остров. Задание на согласование числительного с существительными.

Дети подходят к доске и считают, проговаривая вслух.

Инструкция: сосчитай, сколько птиц?

Одна птица, две птицы, три птицы, четыре птицы, пять птиц.

Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей.

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

C:\Users\DrALEX\Desktop\grach%20foto%205%20(onbird_ru).jpgC:\Users\DrALEX\Desktop\grach%20foto%205%20(onbird_ru).jpgC:\Users\DrALEX\Desktop\grach%20foto%205%20(onbird_ru).jpgC:\Users\DrALEX\Desktop\grach%20foto%205%20(onbird_ru).jpgC:\Users\DrALEX\Desktop\grach%20foto%205%20(onbird_ru).jpg

7. Физкультминутка «Стая птиц» под музыку.

Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг.

(Машут руками «крыльями»).

Чтоб скорее прилетать, надо крыльями махать.

(Машут быстрее).

Птички начали спускаться, на поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.

(Глубокий присед).

И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.

(Встали, машут руками).

Вот и юг! Ура! Ура!

Приземлиться нам пора!

8.Пятый остров. Работа на доске «Дерево с веткой» (перемещение птицы).

Изменение формы глагола «летать» в зависимости от расположения птицы на доске относительно ветки.

Птичка с ветки (что сделала?) .....слетела

Птичка на ветку (что сделала?) ….. присела, прилетела

Птичка с дерева (что сделала?) …..улетела.

Птичка к дереву (что сделала?) ….. подлетела.

Птичка с ветки на ветку (что делает) ..... перелетает.

Птичка дерево (что сделала?) ..... облетела

Птичка в дупло (что сделала?) … залетела.

Молодцы! Поплыли дальше.

9.Шестой остров. Игра «Цепочки слов». (Развитие речеслуховой памяти). Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

Логопед. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Дайте поиграем в игру «Цепочки слов».

Инструкция: Я скажу первое название птицы. Вадик повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит третье и так далее. Ласточка.

1-й ребенок. Ласточка, грач.

2-й ребенок. Ласточка, грач, соловей.

3-й ребенок. Ласточка, грач, соловей, аист.

4-й ребенок. Ласточка, грач, соловей, аист, журавль.

Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.

Ура! Нас ждет последний остров!

10.Седьмой остров. Дети садятся за столы. Каждому ребенку раздаются наложенные изображения.

Инструкция: Узнай птицу по изображению, назови их.

Картинки для детей с разным уровнем развития.

https://pp.vk.me/c543109/v543109207/102a5/r4iEJBOQ6wI.jpg

11.Итог занятия – детьми.

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Мы проплыли семь островов и доказали, что о многое умеем и знаем. Поощрение детей.

Список использованной литературы:

1.Нищева Н. Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы "В гости к птицам"

Дети по просьбе Тетушки Совы отправляются в лес, чтобы пригласить птиц на свой праздник....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Расширять представление детей о птицах, их разнообразии.   Обогащать словарный запас.    Развивать представление об окружающем  мире, развивать память, связную речь. Разв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга     Кон...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию "Птицы".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию "Птицы"....