Консультация на тему: "Где живут 140 почему?".
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Консультация для родителей и педагогов. Возраст детей 2 -3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhivut_140_pochemu.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Где живут 140 почему».

       Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создаётся круг представлений «обо ВСЕМ понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам – понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению.

      Взрослые    нередко    стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в  школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких - то объектов, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать».

      Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Предмет, рассмотренный взрослым со всех сторон, становится для ребенка ясным, но ...формальным. При этом, как считает Н.Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока ещё мал.

А что же сам ребёнок? Его - то, как раз интересует многое, можно сказать - все окружающее  - и далекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

        Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать родителям?

          Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это, прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

        О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего, о том, что интересует ребенка.

Полистаем страницы книги «От 2 до 5» - кладезь детской мудрости и интересов:

Мама - 3-летнему сыну:

  • Слезь с окна, упадешь, будешь
    горбатым?
  • А верблюд, наверное, два раза
    упал?
  • Мам, правда, что люди от обезьян произошли?
  • Правда.
  • То - то я смотрю, обезьян так мало стало.

Слушая радио:

- А как же туда дяди и тёти с музыкой влезли?

- Часы тикают, когда идут. А я когда иду, не тикаю. Может, у меня тикалка сломалась?

- Если рыба дышит жабрами, то почему они у неё на носу, а не на ушах?

        Как же взрослому реагировать на высказывания дошкольников? В дидактике на этот счет имеются педагогические установки, способные гуманизировать познавательное общение взрослых и детей.

Первая: родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

Вторая: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником.

          Иногда вопросы, которые возникают у ребенка, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях.

       Такое экспериментирование и наблюдение помогают изучению свойств предметов, позволяют увидеть изменения, происходящие с ними под нашим воздействием. Например, на одно блюдце положили рыхлый белый снег, на другое - крепкий снежок или плотный комок снега, на третье - кусок льда. Сначала порассуждаем, попробуем рассказать, что произойдет через некоторое время, что растает первую очередь. На стол положили секундомер или песочные часы. Замечаем время. Наблюдаем за происходящим. Затем обсуждаем и объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лед сохранился дольше и растаял позднее, чем снежок? В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, наиболее значимых в данной ситуации.

Иногда детей подавляет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер), таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому третья педагогическая установка: не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.

        Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминая близких или педагога о их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой. Анализ таких жизненных эпизодов показывает, что некоторые детские   вопросы   остаются  «вечными».  Каждое новое поколение детей вновь и вновь задает их.

Например:

  • Почему собака лает, а не говорит?
  • Откуда у курочки   появились
    яички?
  • Как змеи делают яд?
  • Почему Солнце не падает на
    землю?

       Как же получить ответы на все эти вопросы? Где люди черпают научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут и срабатывает четвертая установка: возможность и целесообразность приобщения ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте получить необходимую информацию. Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны – качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А.В. Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять - шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли ученого подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве - высечено на камне; что узнал в старости - написано на льду».

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме "Где живут тушканчики?"

Познавательно-игровое занятие на закрепление пройденного материала. Цели: закрепить у детей особенности природных условий крайнего севера, тундры, смешанного леса и степей; продолжить формировать у де...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Как живут в деревне? Добрые избы?"

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представление об избе, учить детей изображать « лицо» рубленной избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её ...

Конспект занятия на тему: «Где живут звери?»

Конспект занятия на тему: «Где живут звери?»Цель: ·  способствовать пониманию значений слов «домашние» и «дикие» применительно к некоторым широко известным животным (мишка, зайка, собака, кошка)....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Где живут чудеса» (Двадцать пять лет нашему детскому саду «Берёзка»).

План-конспектнепосредственно образовательной деятельностис дошкольникамив подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Где живут чудеса» (Двадцать пять лет нашему детскому саду...

Консультация для родителей "Где живут 140 почему, или О вопросах, дающих интересные ответы"

Консультация для родителей "Где живут 140 почему, или О вопросах, дающих интересные ответы"...

Конспект НОД с детьми раннего возраста на тему: «Где живут домашние птицы?»

Конспект НОД с детьми раннего возраста на тему: «Где живут домашние птицы?...

Консультация для родителей по теме " Где живут витамины ? "

Консультация для родителей: «В каких продуктах живут витамины»Каждая мама заботится о своем ребенке, и эта забота находит свое отражение во многих вещах.Например, в составлении грамотного ...