Занятие по развитию речи в средней логопедической группе на тему "Осень. Деревья осенью"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

                        Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточ­нение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование                              прила­гательных с существительными).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen._derevya_osenyu_.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень. Деревья осенью»

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Рабочая тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона.

Предварительная работа. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кустарников во время прогулки.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного и слухового внимания.]

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребенком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кленовый лист.

Ребёнок берёт в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит желтый березовый лист.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь может сесть та девочка, перед которой лежит зеленый лист каштана.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. А какой лист у тебя, Даша?

Даша. Желтый лист.

Логопед. Молодец. У тебя желтый лист рябины. Садись. (Убирает со стола листья.)

2.   Чтение логопедом стихотворения и беседа с детьми.  (Развитие слухового внимания)

Логопед. Ребята, послушайте моё стихотворение. Стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень

Логопед. Ребята, сейчас самое красивое, самое нарядное время года. Перед долгой зимой природа дарит нам волшебные дни. И как это волшебное время года называется?

Дети. Осень.

Логопед. Правильно, это осень. Ребята, вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев, назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Логопед. А сейчас какой месяц идёт?

Дети. Октябрь.

Логопед. Давайте попробуем вспомнить приметы осени.

Дети.  Дни становятся короче, а ночи длиннее, чаще идут дожди, облетает листва, желтеют листья, трава, дует холодный ветер, часто идут холодные дожди, люди одеваются теплее, потому что на улице прохладно.

Логопед. Молодцы. 

Логопед. Какого цвета становятся листья осенью?

Дети. Красные, жёлтые, разноцветные.

Логопед: Кто же из вас подскажет мне, почему листья стали опадать?

Дети. Мало света, не хватает тепла, пришла пора, деревья засыпают.

Логопед. Правильно, ребята. Молодцы! Ребята, скажите, а когда деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Как называется это явление?

Дети. Листопад.

Логопед. Листопад - это очень красивая пора. Назовите мне ребятки, как можно назвать осень одним словом, какая бывает осень.

Дети.  Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

3. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки — лисенка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Хоботок», «Улыбка».

Логопед.Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок.Это упражнение называется «Лопата». Попробуйте положить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.

Упражнение выполняется 3—5 раз.

4. Игра «Разноцветные листья». [Закрепление навыка различения листьев разных деревьев. Развитие памяти.]

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображенные на них.

Дети. Клён, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.

Логопед. Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 - й ребёнок. Это лист дуба.

2-й  ребёнок. Это лист рябины.

3-й ребёнок. Это лист клена. И т. п.

5. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Листочки, вставайте отдохнём.

Листья осенние тихо кружатся,              Кружатся на месте, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги тихо ложатся        Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,          Движения руками влево - вправо.

Будто опять закружиться хотят.            Кружатся на месте на носочках.

6. Упражнение «Топни-хлопни». [Развитие речевого слуха: различение на слух длинных и коротких слов.]

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите длинное слово, то хлопните в ладоши. Если услышите короткое слово, то топните ногой.

Логопед произносит слова: «погремушка», «колокольчик», «дом», «кот», «Чебурашка», «велосипед», «гном», «мяч», «нос», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.

7. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

Логопед. Давайте представим, что собираем с вами осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять,            

Будем листья собирать.                   Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Лист березы,                                    Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Листья рябины                                

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесем.          Средним и указательным пальцем одной руки идём по ладошке другой.

8. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором уже лежат открытые тетради и стоит контейнер с цветными карандашами.

Логопед. А теперь посмотрите на листик клёна, который нарисовал для вас художник. Давайте раскрасим эту капельку. Возьмите красный карандаш, обведите листик  по краю-контуру, а потом раскрасьте её.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Какие листики у вас получились?

Дети. Красные листики.

Логопед.Вы очень старались. У вас очень хорошо получилось.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает со стола тетради и контейнер с цветными карандашами.

Логопед.Нам пора прощаться. Что нам особенно понравилось на занятии сегодня.

Дети  рассказывают о том, что они делали. Логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.