Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "В гостях у сказки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.

Тема: «В гостях у сказки».

Воспитатель: Ковалева Татьяна Александровна

МБОУ Новониколаевской СОШ СП Д/С «Золотой улей»

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей.

Задачи:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: учить осмысливать образные выражения в загадках.

Предварительная работа: чтение сказок авторских и народных.

Оборудование:сундук, замок, плакат, тетради, простые карандаши, картинки с изображением сказочных героев, музыка «В гостях у сказки».

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, прослушивание песни “В гостях у сказки”, разгадывание загадок.

Словарь: авторские сказки, народные сказки, добро, зло, положительный персонаж, отрицательный персонаж, добрый, злой, фантазия.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в страну сказок. Попадая в эту сказочную страну люди меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними.

-Итак, отправляемся. (Включается сказочная музыка)

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Но что бы путешествовать по сказочной стране нам нужно не заблудиться, а что нам может помочь, найти правильный маршрут (карта). Мне сказали, что карта находиться, где то в нашей группе? Посмотрите, ребята, что это? Сундук. Наверное карта находиться в сундуке– А на сундуке – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали  (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули  (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы! А вот и карта, но тут пусто. Ой, тут какой то конверт давайте прочтём (читают письмо).

« Дорогие, ребятушки, просто так по стране сказок ни кто не путешествует и вас я просто так не отпущу от сюда, теперь вы тоже заколдованы и стали сказочными героями, что бы вернуться обратно в вашу страну вам придётся выполнить мои задания. Баба Яга.»

- Ну, что, ребята, выполним задания Бабы Яги, не побоитесь? (выполним, не побоимся).

-Ну тогда, читаю первое задание, ответь на вопросы : Какие бываю сказки? (Народные и авторские) Что побеждает в сказках, а что проигрывает? (добро побеждает , а зло проигрывает). Какие бываю сказочные персонажи? ( добрые - злые, положительные – отрицательные, хорошие- плохие, сильные –слабые, храбрые – трусливые, хитрые – наивные и т.д.)

- Молодцы с первым заданием справились, второе задание : Разделите героев сказок на положительных и отрицательных персонажей объединив их в сказки, деля имена персонажей на слоги: ( Дюймовочка –Жаба, Колобок- Лиса, Красная Шапочка- Волк, Буратино –Карабас Барабас,  Маша– Медведь). Из каких сказок эти персонажи? ( «Дюймовочка», «Колобок», «Красная Шапочка», «Золотой ключик",  «Маша и медведь»). Какие из этих сказок народные («Колобок», «Маша и медведь»).А какие авторские? («Дюймовочка» автор Ганс Христиан Андерсен, «Красная Шапочка» автор Шарль Перро, «Золотой ключик" автор Алексей Толстой).

- Ребята, а из чего состоят слова? ( из слогов) А слоги? ( когда говорим из звуков, а когда пишем из букв ) А какие бываю буквы и звуки? ( гласные и согласные). Приведите пример гласных звуков (а, о, у, ю, я, е, и). Как мы произносим? (Пропеваем) Давайте произнесём (а,о,у). А теперь приведите пример согласных звуков? (л,м,н,т,р,л…) Мы их тоже пропеваем? (нет) А что нам мешает? (губы, язык и зубы) То есть мы встречаем припятствия при произношении согласных звуков? (Да) Молодцы!

Давайте немного отдохнём выполним сказочную физминутку:

Избушка на курьих ножках

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

- Молодцы, справились, следующие задание, составьте предложения по картинке и начертите схему предложений в тетрадях:

 Красная Шапочка несёт корзину бабушке.

Колобок катиться по дорожке.

Буратино нашёл ключик.

Медведь несёт корзину.

- Правильно всё вы сделали, а теперь отгадайте загадки:

1.Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет,
За кустами прячется
Очень страшный зверь
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь! 
(Красная Шапочка)

2.На сметане он мешен.
На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.
(Колобок)

3.Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки 
Кушать не велит.
(Маша и медведь)

4.Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья … 
(Поросята)

5.Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)

6.Жил в каморке 
С папой Карло,
Знал о жизни 
Очень мало.
Всюду нос совал 
Он длинный…
Кто же это?
(Буратино)

- Ну вот и все задания Бабы Яги мы выполнили, теперь закрываем глаза представляем себе, что мы опять летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. И вот мы опять оказались дома в своей группе.

- Где мы сегодня с вами побывали?

- Чьи задания выполняли?

-Скажите так как же меняются люди попадая в сказочную страну?

- Вам понравилось путешествие?

-Молодцы, ребята, спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...