Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению. «Приключения Незнайки».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Веселова Ирина Васильевна

Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать фонематическое восприятие, речевой слух. Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать связную речь. Обогащать активный словарь. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabodka.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению.

                                           «Приключения Незнайки».
Воспитателя Веселовой Ирины Васильевны
Учреждение: ГБДОУ № 35 Санкт – Петербурга Колпинского района
Тема: «Посуда». Звук С.
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Дать детям знания о названиях предметов посуды.

Задачи: Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать фонематическое восприятие, речевой слух. Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать связную речь. Обогащать активный словарь. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.
Оборудование: Незнайка; предметы посуды; картинки с изображением посуды; магнитная доска.
Ход занятия:
1.Оргмомент. Психогимнастика.
Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды.
Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.
2.Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадку:
«Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине огонь да вода»
- Правильно ребята, это самовар. Вместе с Незнайкой мы побеседуем о посуде и повторим звук С.
3.Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам.
4.Развитие фонематического восприятия и речевого слуха.
1) Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.
2) Игра «Исправь ошибку».
- В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши тогда, когда услышите правильно сказанное слово:
Сковорода, скоровода, скуровада; сахарница, сатарница, сунарница и т.д.
5.Произношение названий посуды со звуком С.
- Однажды друзья попросили Незнайку купить посуду.
- В каком магазине она продается?
- Почему так называется этот магазин?
- Зашел он в магазин, а название посуды не знает. Помогите Незнайке.
(Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сахарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.)

6.Лексико-грамматические категории.
1) Словообразование. Падежное управление. Звук с в словосочетаниях.
- Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла).
- Подскажите Незнайке, какая бывает посуда?
- Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая).
- Из стекла? (Стеклянная).
- Из хрусталя? (Хрустальная).
- Из пластмассы? (Пластмассовая).
Игра «Где живут продукты». Расскажем Незнайке, что у каждого продукта есть свой домик и подскажем ему название домика.
- Где живет соль? (В солонке).
- Где хранится масло? (В масленке).
- Где живет салат? (В салатнице).
- Где хранятся сливки (В сливочнике).
- Какие интересные слова!, - говорит Незнайка. Попробуйте составить еще.
- Суп находится в … (супнице).
- Сухари хранятся в … (сухарнице), а соус в … (соуснике).
3) Использование предлогов (на, в, под, около, перед, с)
Игра «Поднос и стакан».
- Незнайка обратиться к вам с просьбой, а вы попробуйте выполнить ее и сказать, что вы сделали.
- Поставь стакан на поднос. – Я поставил стакан на поднос.
- Возьми стакан с подноса. – Я взял стакан с подноса.
- Поставь стакан около подноса. – Я поставил стакан около подноса.
- Держи стакан над подносом. – Я держу стакан над подносом.
- Поставь стакан перед подносом. – Я поставил стакан перед подносом.
- Поставь стакан под поднос. – Я поставил стакан под поднос.
4) Падежное управление.
Игра «Чего не бывает?»
Не бывает самовара без … (носика).
Не бывает кастрюли без … (крышки).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает супницы без … (ручек) и т.д.
7. Физминутка.
Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.
8. Звук С в предложениях.
- Поможем Незнайке разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Незнайкой будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук с (мясо, капуста, свекла).
(Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка»).
- Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат).
- Что возьмем для приготовления свекольника?
- Из чего делается салат?
- Чем посолит? (Солью). Чем заправим салат? (Маслом)
- Каким? (Подсолнечным маслом)
- Еще чем? (Соусом)
- Сколько звуков в слове СОУС?
9.Развитие связной речи.
Описательный рассказ.
Давайте придумаем загадку о каком-либо предмете посуды, а Незнайка попробует отгадать, что это и выбрать подходящую картинку.
Предлагается план загадки:
а) Что это?
б) Что у него есть?
в) Какой он?
г) Для чего он нужен?
Например: Это посуда. У этой посуды широкое донышко, боковые края, сверху есть крышка, по бокам 2 ручки. Это посуда большая, может быть алюминиевой, чугунной. В этой посуде варят суп, готовят картофельное пюре, кашу. (Кастрюля.). 
10. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению "Приключения медвежонка Барни".

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».Занятие рекомендовано для детей старшей логопедической группы.Тема занятия: "Посуда". Звук С....

Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка "Занятие по развитию речи"

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе на тему: "Зайчик в осеннем лесу"Выполнила воспитатель: Исрапилова Зухра 2015 год.ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.1. Учить детей формировать представление о...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Тедди».

Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприяти...