Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению "Приключения медвежонка Барни".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Илюхина Светлана Ухтияровна

 

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».

Занятие рекомендовано для детей старшей логопедической группы.

Тема занятия: "Посуда". Звук С.

 

Цель: Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить  детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприятие, речевой слух.  Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать  связную речь. Обогащать активный словарь.  Воспитывать  бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_barni.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».

                                                             Учитель-логопед: Илюхина Светлана Ухтияровна.

                                                             Учреждение: МДОУ «Детский сад присмотра и              

                                                              оздоровления  №6 «Звездочка» г.Азнакаево

                                                              Республики Татарстан.    

Тема: «Посуда». Звук С.

Возраст: 5-6 лет.

Цель: Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприятие, речевой слух.  Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать  связную речь. Обогащать активный словарь.  Воспитывать  бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.

   Оборудование: Медвежонок Барни; предметы посуды; картинки с изображением посуды; магнитная доска.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Психогимнастика.

Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды.

Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

2.Сообщение темы занятия.

- Отгадайте загадку:

«Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода»

- Правильно ребята, это самовар. Вместе с медвежонком Барни мы побеседуем о посуде и повторим звук С.

3.Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам.

4.Развитие фонематического восприятия и речевого слуха.

1) Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.

2) Игра «Исправь ошибку».

- В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши тогда, когда услышите правильно сказанное слово:

Сковорода, скоровода, скуровада; сахарница, сатарница, сунарница и т.д.

5.Произношение названий посуды со звуком С.

- Однажды друзья попросили Барни купить посуду.

- В каком магазине она продается?

- Почему так называется этот магазин?

- Зашел он в магазин, а название посуды не знает. Помогите Барни.

(Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сахарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.)

6.Лексико-грамматические категории.

1) Словообразование. Падежное управление. Звук с в словосочетаниях.

- Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла).

- Подскажите Барни, какая бывает посуда?

-  Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая).

- Из стекла? (Стеклянная).

- Из хрусталя? (Хрустальная).

- Из пластмассы? (Пластмассовая).

Игра «Где живут продукты». Расскажем Барни, что у каждого продукта есть свой домик и подскажем ему название домика.

- Где живет соль? (В солонке).

- Где хранится масло? (В масленке).

- Где живет салат? (В салатнице).

- Где хранятся сливки (В сливочнике).

- Какие интересные слова!, - говорит Барни. Попробуйте составить еще.

- Суп находится в … (супнице).

- Сухари хранятся в … (сухарнице), а соус в … (соуснике).

3) Использование предлогов (на, в, под, около, перед, с)

Игра «Поднос и стакан».

- Барни обратиться к вам с просьбой, а вы попробуйте выполнить ее и сказать, что вы сделали.

- Поставь стакан на поднос. – Я поставил стакан на поднос.

- Возьми стакан с подноса. – Я взял стакан с подноса.

- Поставь стакан около подноса. – Я поставил стакан около подноса.

- Держи стакан над подносом. – Я держу стакан над подносом.

- Поставь стакан перед подносом. – Я поставил стакан перед подносом.

- Поставь стакан под поднос. – Я поставил стакан под поднос.

4) Падежное управление.

Игра «Чего не бывает?»

Не бывает самовара без … (носика).

Не бывает кастрюли без … (крышки).

Не бывает сковородки без … (дна).

Не бывает супницы без … (ручек) и т.д.

7. Физминутка.

Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.

8. Звук С в предложениях.

- Поможем Барни разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Барни будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук с (мясо, капуста, свекла).

(Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка»).

- Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат).

- Что возьмем для приготовления свекольника?

- Из чего делается салат?

- Чем посолит? (Солью). Чем заправим салат? (Маслом)

- Каким? (Подсолнечным маслом)

-  Еще чем? (Соусом)

- Сколько звуков в слове СОУС?

9.Развитие связной речи.

Описательный рассказ.

Давайте придумаем загадку о каком-либо предмете посуды, а Барни попробует отгадать, что это и выбрать подходящую картинку.

Предлагается план загадки:

а) Что это?

б) Что у него есть?

в) Какой он?

г) Для чего он нужен?

Например: Это посуда. У этой посуды широкое донышко, боковые края, сверху есть крышка, по бокам 2 ручки. Это посуда большая, может быть алюминиевой, чугунной. В этой посуде варят суп, готовят картофельное пюре, кашу. (Кастрюля.)

10. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка "Занятие по развитию речи"

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе на тему: "Зайчик в осеннем лесу"Выполнила воспитатель: Исрапилова Зухра 2015 год.ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.1. Учить детей формировать представление о...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Тедди».

Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприяти...

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе по картине "Скворечник"

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь ...