Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Тедди».
статья на тему

Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприятие, речевой слух.  Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать  связную речь. Обогащать активный словарь.  Воспитывать  бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrab.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Тедди».

                                                             

Тема: «Посуда». Звук С.

Возраст: 5-6 лет.

Цель: Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприятие, речевой слух.  Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать  связную речь. Обогащать активный словарь.  Воспитывать  бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.

   Оборудование: Медвежонок Тедди; предметы посуды; картинки с изображением посуды; магнитная доска.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Психогимнастика.

Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды.

Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

2.Сообщение темы занятия.

- Отгадайте загадку:

«Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода»

- Правильно ребята, это самовар. Вместе с медвежонком Тедди мы побеседуем о посуде и повторим звук С.

3.Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам.

4.Развитие фонематического восприятия и речевого слуха.

1) Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.

2) Игра «Исправь ошибку».

- В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши тогда, когда услышите правильно сказанное слово:

Сковорода, скоровода, скуровада; сахарница, сатарница, сунарница и т.д.

5.Произношение названий посуды со звуком С.

- Однажды друзья попросили Барни купить посуду.

- В каком магазине она продается?

- Почему так называется этот магазин?

- Зашел он в магазин, а название посуды не знает. Помогите Тедди.

(Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сахарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.)

6.Лексико-грамматические категории.

1) Словообразование. Падежное управление. Звук с в словосочетаниях.

- Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла).

- Подскажите Тедди, какая бывает посуда?

-  Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая).

- Из стекла? (Стеклянная).

- Из хрусталя? (Хрустальная).

- Из пластмассы? (Пластмассовая).

Игра «Где живут продукты». Расскажем Тедди, что у каждого продукта есть свой домик и подскажем ему название домика.

- Где живет соль? (В солонке).

- Где хранится масло? (В масленке).

- Где живет салат? (В салатнице).

- Где хранятся сливки (В сливочнике).

- Какие интересные слова!, - говорит Барни. Попробуйте составить еще.

- Суп находится в … (супнице).

- Сухари хранятся в … (сухарнице), а соус в … (соуснике).

3) Использование предлогов (на, в, под, около, перед, с)

Игра «Поднос и стакан».

- Тедди обратиться к вам с просьбой, а вы попробуйте выполнить ее и сказать, что вы сделали.

- Поставь стакан на поднос. – Я поставил стакан на поднос.

- Возьми стакан с подноса. – Я взял стакан с подноса.

- Поставь стакан около подноса. – Я поставил стакан около подноса.

- Держи стакан над подносом. – Я держу стакан над подносом.

- Поставь стакан перед подносом. – Я поставил стакан перед подносом.

- Поставь стакан под поднос. – Я поставил стакан под поднос.

4) Падежное управление.

Игра «Чего не бывает?»

Не бывает самовара без … (носика).

Не бывает кастрюли без … (крышки).

Не бывает сковородки без … (дна).

Не бывает супницы без … (ручек) и т.д.

7. Физминутка.

Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.

8. Звук С в предложениях.

- Поможем Тедди разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Тедди будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук с (мясо, капуста, свекла).

(Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка»).

- Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат).

- Что возьмем для приготовления свекольника?

- Из чего делается салат?

- Чем посолит? (Солью). Чем заправим салат? (Маслом)

- Каким? (Подсолнечным маслом)

-  Еще чем? (Соусом)

- Сколько звуков в слове СОУС?

9.Развитие связной речи.

Описательный рассказ.

Давайте придумаем загадку о каком-либо предмете посуды, а Тедди попробует отгадать, что это и выбрать подходящую картинку.

Предлагается план загадки:

а) Что это?

б) Что у него есть?

в) Какой он?

г) Для чего он нужен?

Например: Это посуда. У этой посуды широкое донышко, боковые края, сверху есть крышка, по бокам 2 ручки. Это посуда большая, может быть алюминиевой, чугунной. В этой посуде варят суп, готовят картофельное пюре, кашу. (Кастрюля.)

10. Итог занятия.

Составила: ст.воспитатель Садовская Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению "Приключения медвежонка Барни".

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».Занятие рекомендовано для детей старшей логопедической группы.Тема занятия: "Посуда". Звук С....

Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка "Занятие по развитию речи"

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе на тему: "Зайчик в осеннем лесу"Выполнила воспитатель: Исрапилова Зухра 2015 год.ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.1. Учить детей формировать представление о...

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе по картине "Скворечник"

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь ...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению. «Приключения Незнайки».

Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать фонематическое восприятие, речевой слух. Развивать общую и артикуляционную моторику; форми...