Интегрированная ООД по речевому развитию "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Хохлова Наталья Анатольевна

Проблема развития речи актуальна в современном мире. Развитие связной речи считается одним из важнейших направлений в педагогике, так как обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В логопедической групе,  где я работаю с детьми с ТНР, основная задача научить детей красиво и правильно излагать свои мысли при помощи речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_hohlova_na.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 40»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                               

ООД по речевому развитию

 «Моя семья»

                               

                                                                Составила:  воспитатель

                                                                        логопедической группы № 3

                                                                     Хохлова Наталья Анатольевна

2017 год

Дата проведения: 28.11.2016 г.

Группа: 3 старшая логопедическая

Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Направление: речевое развитие

Интегрируемые образовательные направления: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое

Форма проведения: совместная деятельность взрослых и детей.

Тема: «Наша дружная семья»

Цель: развитие речи,  познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.

Задачи:

Развивать слуховое и зрительное  восприятие, память, мышление;

Развивать навыки сравнения, наблюдательность;

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Расширять  и активизировать словарь по теме «Семья»;

Развивать навыки аппликации

Учить детей отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и запоминания.

 Учить составлять предложения.

 Формировать  грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование  слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом; активизация  слов, обозначающие действия; образование притяжательных прилагательных в единственном и множественном числах.

Воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Предварительная работа. Беседы педагога с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники .  Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений по теме «Семья». Подборка семейных фотографий. Составление  рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток – малюток на тему «Моя семья».

Оборудование: корзиночка с котенком, ноутбук, презентация по теме «Семья», аудиозапись с записью песни о семье, мяч,  атрибуты для игры «Мамины помощники»

Раздаточный материал: предметные  картинки для игры «От малыша до старости», шаблон «Моя семья», семейные фотографии,  пособия для аппликации.

Структура занятия:

I. Организационный момент

1. Сюрпризный момент

II. Мотивационно - ориентировочный этап

1. Проблемный вопрос

2. Сообщение темы, постановка целей, задач

III. Поисковый этап

1. Отгадать загадки

2.Пальчиковая игра «Бу бармак…»

3. Игра «Кто что делает»

4. Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире»

5. Игра «Послушай и назови»

6. Физкультурная пауза «Семья»

7. Пословицу о мамочке

8. Гимнастика для глаз  «Солнышко»

9. Игра «Мамочка какая?»

10. Массаж лица «Солнышко»

11. Игра «Мамины помощники»

12. Игра «Назови ласково».

13. Игра «От малыша – до старости».

IV. Практическая часть

1.Игра «Собери семейку»

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Аппликация «Семейное дерево»

V. Рефлексивно-оценочный этап

Беседа.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети заняты свободной  игровой деятельностью, воспитатель вносит корзиночку в которой кто-то пищит,  привлекая, тем самым внимание детей. Воспитатель - Кто там, вы знаете? Попробуйте догадаться? (котенок)  Как вы думаете, почему он издает такие звуки: плачет он или радуется? (жалобно мяукает, потерялся, ищет маму, радуется , нашел свою семью)

II. Мотивационно - ориентировочный этап

Давайте поможем ему, найдем его семью? (дети согласны). А что означает  слово – семья? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Сегодня с вами мы будем разговаривать о семье.

III. Поисковый этап

1.Воспитатель- Чтобы найти семью котенку нужно выполнить задания, вы согласны  мне помогать и немножко поиграть? (да)

Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки появятся на экране:

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (Мамочки)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …(Папа)

 Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы — …(Семья)

 

 Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший …(Брат)

Мама с папой говорят,

Что теперь я — старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она? …(Сестра)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

 Вкусные оладушки

У любимой ... (Бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый  ... (Дед)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

Здравствуй! — говорит мне...Дядя)

Воспитатель – Ребятки,  поиграем в пальчиковую игру « Бу бармак..» и научим котенка говорить на татарском языке.

2. Воспитатель - Котенок заскучал, вы не забыли , что нам нужно найти ему семью. Давайте посмотрим, кто здесь живет.

 Появляется картина (на экране), на которой изображены члены семьи за разными занятиями. Игра «Кто что делает» Ребенок называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.

Ребятки, это семья котенка? (нет, у них есть кошка)

Не печалься, котенок, мы с тобой поиграем!

Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире»- дети выполняют движения по показу воспитателя.

Раз, два, три, четыре

Хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

Энергично сгибают и разгибают пальцы

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопают в ладоши

Всех могу пересчитать

Энергично сгибают и разгибают пальцы

Папа, мама, брат, сестренка

Поочередно загибают пальцы

Кошка Мурка, два котенка,

Мой  сверчок, щегол и я -

Вот и вся моя семья

Энергично сгибают и разгибают пальцы

3. Воспитатель -  Посмотрим, кто живет в этой квартире?

На экране появляется изображение 3 комнат: ванная, кухня, гостиная. Звучат неречевые звуки: тиканье часов, стук ножа,  вой пылесоса, чистка зубной щетки, шум душевого крана. Дети должны послушать и определить, какие предметы их издают.

Воспитатель- В этой квартире живет большая дружная семья, а вот и они отдыхают в саду послушайте сами. Появляется изображение «Семья на прогулке». Звучит речь людей, дети определяют чьи голоса они услышали.

Ребятки, это семья котенка? (нет, у них есть кошка и собака) 

4. Физминутка

Бабушка и дедушка,

Мама, папа, брат и я —

Вместе дружная семья!

Осенью, весною,

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружно всей семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо — влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

5. Воспитатель- Продолжим искать семью котенка, скажите, а кто самый главный в семье? (папа) Кто самый добрый? А кто самый заботливый? (мамочка).

Послушайте пословицу о мамочке «При солнышке тепло, при матери – добро», как вы ее понимаете?

(Мамочка любит и заботится о нас и согревает своей добротой, как солнышко землю)

Чтобы глазки отдохнули, проводится гимнастика для глаз  «Солнышко», дети выполняют соответствующие движения глазами.

Воспитатель –  

Солнышко утром вставало,

Солнышко тучки считало.

Посмотрело вверх,

Посмотрело вниз,

Вправо, влево

Глазками поморгало

И закрыло глазки,

Не хочется солнышку просыпаться.

6. Воспитатель – Чтобы  солнышко проснулось и засветило, нам нужно ответить на вопрос «Мамочка какая?», подобрать  слово-признак.

Дети -  добрая, красивая, ласковая, веселая

Молодцы, солнышко проснулось и улыбнулось (на экране анимация солнышка)

 Воспитатель  и дети делают массаж лица (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, потянуться руками вверх, улыбнуться)

Воспитатель –

Личико солнце согрело.

Потеплело, потеплело

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

7. Игра «Мамины помощники». Воспитатель просит детей помочь маме навести дома порядок. Педагог показывает детям предметы и спрашивает: «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т.п..

Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».

8. Игра «Назови ласково». Давайте приободрим котенка, покажем, что мы его любим. Когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. Давайте будем передавать мяч и называть ласково по имени друг друга. (Захарий - Захарчик, Захарушка, Захарик; Катя- Катенька, Катюша)

9.Воспитатель - С каждым годом вы становитесь взрослее, старше. Давайте посмотрим, как растет человек, а для этого поиграем в игру «От малыша – до старости».

Работа в парах или подгруппами.

Разложите карточки в том порядке, как мальчик растет, взрослеет. (Дети называют каждый возраст: малыш, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, дедушка).

- А как взрослеет девочка? (малышка, дошкольница, школьница, девушка, женщина, бабушка).

Ребятки, я кажется нашла котенку семью, ведь у меня нет ни кошки, ни собаки, возьму я котенка к себе домой. Согласны? (да)

IV. Практическая часть

Игра «Собери семейку» (по фотографиям дети называют своих родственников). Раскладывают фотографии, оформляя дерево семьи.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Как  у нас семья большая, да весёлая.   (попеременно хлопать в ладоши и                        ударять кулачками)

Два у лавки стоят,                              (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,                                      (загнуть указательные пальцы)

Два Степана сметаной объедаются,         (загнуть средние пальцы)

Две Дашки кашкой питаются,                  (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются,                (загнуть мизинцы)

– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в листиках вот этого чудесного дерева, которое мы сейчас изготовим. Аппликация «Семейное дерево» (изготовление дерева семьи).

– Я хочу вам пожелать, чтобы это  деревце принесло частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью.

V. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята на сегодня мы выяснили, что семья для каждого человека это опора,  поддержка. Наша семья – это дорогие и любимые нашему сердцу люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти и дяди, сёстры и братья.

Что ты расскажешь о нашем приключении своей семье?

Какая у тебя будет семья?

Какое у тебя настроение?

Во что бы ещё хотели поиграть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие на тему: "Чудо хлеб"

Занятие для детей подготовительной (логопедической) группы. Данный вид деятельности поможет детям закрепить знания о том, как и из чего делают хлеб; прививает бережное отношение к хлебу....

Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Путешествие в Африку"

«Путешествие в Африку»Обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран; учить узнавать животных по внешним признакам; упражнять в согласовании существительных с прилагательными; упражнят...

Интегрированное физкультурно-речевое занятия для детей старшего возраста. Тема: Прогулка в лес.

Занятие поможет закрепить знания детей о диких животных, обогатить словарный запас, закрепить умения и навыки детей в ползании, переползании, равновесии,  развивать ловкость и координацию д...

Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа...

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...