«Живое слово» Л.Н. Толстого. Занятие для детей младшей группы
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Миронова Елена Владимировна

Предлагаемый материал повысит компетентность педагогов,родителей в формировании у ребенка словарного запаса,грамматического строя речи,логического мышления.Все эти компетенции являются необходимыми предпосылками для будущего школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mironova_e.v._statya_4.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Живое слово» Л.Н. Толстого. Занятие для детей младшей группы

К.Д. Ушинский подчеркивал, что важно развивать у детей стремление к совершенствованию, душевную потребность в прекрасном. Первостепенная задача взрослого – научить ребенка владеть «сокровищами родного слова», «…пополнять словарный запас… сообразно с требованиями… родного языка». Русские и советские детские писатели и педагоги (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, С.Я. Маршак) применяли для этого термин «живое слово», который передавал суть способа донесения до детей произведений художественной литературы. Предлагаем вашему вниманию модель разработанного занятия на тему:

Работа с текстом Л.Н. Толстого направлена в первую очередь на развитие речи.  Занятие для первой младшей группы (возраст 2-3 года).

Оборудование: Мини-ширма; кукла, одетая в юбку, платок, кофту, чулки, на шее – бусы; текст рассказа «Была у Насти кукла...»; рисунок А. Пахомова к рассказу; две магнитные фигуры куклы-мальчика и куклы-девочки с одеждой (юбка, кофта, платок, платье, пижама, панамка, брюки, рубашка, шорты, свитер и т.п.), гребень, щетка для чистки одежды и обуви.

Текст: «Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для куклы все, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щетки, бусы».

Цель занятия: Развитие словаря (одежда, украшения) и техники речи.

     «Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения...

     Словарная работа в ДОО направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

     Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

     Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках».

     «В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе».

Ход занятия:

 1. Сюрпризный момент (появляется кукла, одета в юбку, платок, кофту, чулки, на шее - бусы). Задаем вопрос: Дети, кто это к нам в гости пришел? Давайте рассмотрим, во что одета куколка? Рассматриваем одежду на кукле, украшения. При рассматривании педагог проговаривает то, что мы видим на кукле.

2. Чтение рассказа «Была у Насти кукла...».

3. Беседа по прочитанному. Какую одежду мама дала для куклы Насте? Повторяем слова: юбка, кофта, платок, чулки, гребни, щетки, бусы. Даем пояснение, что такое гребни, щетки. Задаем вопрос:  Что еще, дети, вы знаете из предметов одежды? В чем каждый из вас сегодня пришел в садик?

4.  Игра – одень куклу (магнитная одежда, намагничивается на туловище девочки-куклы, мальчика-куклы (юбка, кофта, платок, платье, пижама, панамка, брюки, рубашка и т.п.). Играем и проговариваем, что надеваем на куклу.

5. В конце вопросы: Кто был у нас сегодня в гостях? Что мы делали? О чем читали? Во что играли? Какую одежду каждый из вас запомнил?

После проведенного занятия мы отметили следующее: во-первых, рост активного словаря у детей по теме «одежда»; во-вторых, даже после двух занятий, дети стали активнее,  задают вопросы, дальше интересуются темой одежды, украшениями, новыми словами и предметами одежды; в их речи были замечены речевые образцы из прочитанных рассказов; в-третьих, часть детей с интересом ищут на рисунках элементы одежды, рассматривают их, задают вопросы. Таким образом, подобные занятия эффективны не только в части развития словаря детей, но и для побуждения ребенка к активной деятельности и общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей младшей группы " Петушок и его семья"

Цель: продолжать  знакомить  детей,  через  фольклорные  произведения,  с  домашними  птицами . Развивать  познавательную  активность, приобщая...

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей младшей группы "Правила поведения на занятиях"

Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие...

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия  для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь  М И Р А»....

«Дружно весело живем в садике своем» музыкальное занятие в первой младшей группе

Конспект музыкального занятия в первой младшей группе  «Дружно весело живем в садике своем»...

Интегрированное занятие экологическое занятие для детей младшей группы «Синичкин день»

Описание: Данный материал будет полезен воспитателям ДОО. Тематическое мероприятие «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей младшего дошкольного возраста и их родителей к...

Занятие для детей младшей группы по познавательно — речевому развитию во 2 младшей группе Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»

Тема «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Программное содержание. Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать восприятие детей, активно включая...