Путешествия в русский язык
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Трепс Маргарита Евгеньевна

Занимательные задания по развитию речи (старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestviya_v_russkiy_yazyk.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествия в русский язык

Фонетика.

Дети уже знают, что слова, слоги состоят из звуков. Они познакомились со звуками родного языка, узнали, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Теперь можно познакомить детей с тем, что некоторые согласные образуют пары – делятся на звонкие и глухие: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Примерные задания детям

1. Волшебные превращения. Образуйте новые слова, заменив подчеркнутую букву на её звонкую пару. Детям предлагается прочитать пары слов:

Точка - … очка (дочка)

Уточка -  у…очка (удочка)

Прутик -  пру…ик (прудик)

Плоты – пло…ы (плоды)

Катушка – ка…ушка (кадушка)

Коза – ко…а (коса)

Жар - …ар (шар)

Выполняя задание, дети называют пары звуков: звонкий звук и соответствующий ему глухой.

2. Устные задания на различение звуков. Определить, какими звуками различаются следующие слова:

Дал – даль, лук – люк,

Флаги – фляги, был – бил,

Вол – вёл, мишка – мышка,

Кит – кот, усы – осы,

Ком – сом, дом – дым.

Лексика.

Примерные задания детям

1. Слова противоположного значения -  антонимы.

Читаем слова:

Тонкий (-ая)…………………(карандаш, нить)

Толстый (-ая)………………..(канат, ткань, бумага)

Низкий (-ая)………………….(голос, стул, скамейка)

Высокий (-ая)…………………(человек, скала)

Узкий (-ая)…………………….(проход, ленточка)

Широкий (-ая)…………………(пиджак, улица).

Детям говорят: “Обратите внимание на эти пары слов. Они противоположны по значению. В нашем языке много таких пар слов я буду называть одно слово, а вы постарайтесь подобрать другое слово, противоположное по значению”;

Умный - …, сладкий - …, светло - …, день - …, жадный - …,

сильный - …, быстро - …, большой - …, сухо - …, плохой- …,

смелый - …, молодой - …, сытый - …, жарко - …, тихо - …, начало - …,

печаль - …, утро - …, ночь - …, весело - …, больной - …, черствый - …,

старый - …, и др.

2. Многозначность слов.

Слово “кисти” – одно, а отнести его можно к трём разным предметам:

Кисти рябины, кисти – украшения, кисти для раскрашивания.

Другие многозначные слова: каток, кран, лист, ключ, ручка.

Словообразование.

Дети шести-семи лет активно образуют новые слова на основе врожденного “языкового чутья”. Детям предлагают задания на образование слов по образцу, по аналогии.

1. Составь слово: из двух – одно.

    Пар + ход =                                (пароход)

    Лёд + колоть =                           (ледокол)

    Луна + ход =                               (луноход)

    Звезда + лететь =                       (звездолет)

    Пар + везет =                              (паровоз)

    Сам + летит =                             (самолёт)

    Кино + театр =                            (кинотеатр)

    Фото + аппарат =                        (фотоаппарат)

    Вода + провод =                          (водопровод)

2. Назовите все известные вам слова с такими частями:

1) кино -

2) радио -

3) фото -

4) теле -

Слова-подсказки:

  1. киноактёр, кинотеатр, кинолента, киномеханик, кинокамера, киносъёмка, и др.;
  2. радиоприёмник, радиотехник, радиопередача и др.:
  3. фотография, фотограф, фоторепортёр, фотокорреспондент, фотоателье и др.;
  4. телевизор, телекамера, телепередача, телеграф, телефон.

3. Составь слова по образцу.

    (-ик): дом – домик,

    шар, рот, глаз, нос, кот, борт

    (-ок): нос – носок,

     дом, рот, глаз, голос, волос, сын, мел, цвет, лес.

4. Составь слова по образцу: красный – краснеет.

Голубой, жёлтый, чёрный, серый, синий.

Морфология

1. Игра “Чего нет?”

 Цель: упражнять в употреблении родительного падежа имени существительного.

Слова для упражнения: носки, чулки, помидор, помидоры, метро. Пальто, шкаф, вещи, ребёнок, жеребёнок и пр.

2. Игра “Какая? Какой? Какое?” или “Скажи красиво”.

Цель: упражнять детей в подборе прилагательных к определённым словам.

Какая? Весна, дорога, ночь, звезда, конфета, книга.

Какой? Цветок, дом, день, арбуз, камень, слон.

Какое? Солнце, лето, пальто, ведро, дерево, кино.

Примечание. Старайтесь, чтобы дети подбирали как можно больше слов к каждому слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "Путешествие в русский язык"

Цикл "Путешествие в русский язык" состоит из 8 занятий, в процессе которых  у детей  подготовительной к школе группе  формируется    представление о богатстве русского языка,р...

Логопедическое развлечение “Путешествие в русский язык”

Логопедическое развлечение “Путешествие в русский язык”...

Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка

Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Методическая разработка «Путешествие к Русскому Языку»

                                                    ...