Конспект непрерывной образовательной деятельности "Игры со словами"по речевому развитию в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Игры со словами" по речевому развитию с использованием игровых и интерактивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx546.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 Кировского района Санкт – Петербурга

«Игры со словами»

( подготовительная группа)

непрерывная образовательная деятельность

по речевому развитию

http://balandina.umi.ru/images/cms/data/9980307.png

Cоставила воспитатель: Крутикова И. Г.

Санкт – Петербург 2018 год

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: закрепить полученные знания о звуках и буквах; развивать фонематический слух (умение определять количество слогов в слове); упражнять в образовании антонимов, синонимов, множественного числа существительных, упражнять в работе с деформированными предложениями; развивать речь, мышление, восприятие; активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Планируемые результаты:  умеет отличать звук от буквы, даёт характеристику звуку, умеет делить слова на слоги и определять их количество; умеет подбирать антонимы к словам, образовывать множественное число существительных; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях.

Оборудование: предметные картинки, корзинка, картинка ослика; большие буквы из картона для загадок, домики с окошками, мяч

                                                      Ход деятельности

Вводное слово воспитателя.

– Ребята, вы знаете графические образы всех букв алфавита, а многие из вас умеют читать, вы умеете делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Я предлагаю вам сегодня поиграть со словами, проверить ваши знания.

Итак, первое наше задание – узнайте букву

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук…(Ж)

                                                       В старом дереве дупло

                                                       Ну, совсем как буква…(О)

Видим мы метро в Москве,

А над входом буква…(М)

                                                      Ты с этой буквою знаком.

                                                      Стоят два колышка рядком,

                                                       А между ними поясок,

                                                       Протянутый наискосок…(И)

У картавого Володи

Эта буква не выходит,

 И, конечно, очень странно,

Но выходит у Полкана! (Р)

Воспитатель.

– Какие вы молодцы, угадали все буквы. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек». Вам нужно достать букву, придумать на неё слово и дать характеристику первому звуку в слове. Первую букву достаёт педагог:  к – кукла – первый звук [к] – согласный, твёрдый, глухой…потом дети.

– А скажите мне, ребятки, чем отличается звук от буквы? (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

– И нас ждёт следующая игра «Поймай слог»

– Я буду «бросать» вам слог, а вы должны превратить его в слово. (Па – папа, ма – мама, ар – арбуз, кош – кошка, рыб – рыбка, со – сова, ли – лиса, мор – морковь и т. д)

– У нас в группе три домика для слов. Обратите внимание, что в первом домике – одно окно, а у второго – два окошка, а в третьем домике – три окошка. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто к нам пришёл. А затем мы поселим гостя в нужный домик. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя «селим» в первый домик. Если два слога, то – во второй домик. В третий домик поселим гостя, в названии которого три слога.

1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Белка – 2 слога.)

2. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? ( Волк – 1 слог.)

3. Не на рыбу, а сеть расставляет. ( Паук – 2 слога.)

4. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. ( Кузнечик – 3 слога.)

5. Когда я чёрен – я куслив и проворен, а лишь покраснею, так и присмирею. ( Рак – 1 слог.)

6. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. ( Собака – 3 слога.)

– Послушайте шуточное стихотворение (начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака)

 Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

– Кого видел поэт? В каком виде они были? Носят ли свинки ботинки? А может быть, они носят чулки? ( Носки, тапочки, рукавички?) Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

 Без… (ботинок) и…(чулок).

И щенков без…(носков).

И синичек без…(рукавичек).

– Посмотрите, к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот беда, он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица совсем с ним измучилась. Стала она думать, как же быть. Думала, думала, и придумала игру «Наоборот». Стали мама и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Давайте тоже поиграем в игру «Наоборот». Я кидаю вам мяч и называю слово, а поймавший мяч, должен сказать это слово «наоборот» и бросить мяч мне. Слушайте внимательно стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…(«низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…(«близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…(«храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай,… («конец»).

Сахар сладкий, а лимон…(кислый).

Луна видна ночью, а солнце…(днём).

Огонь горячий, а лёд…(холодный).

Река широкая, а ручей…(узкий).

Камень тяжёлый, а пух…(лёгкий).

– Молодцы! Но игры ещё не закончились.

В языке родном, богатом

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе? … (доктор)

Я желаю вам удачи.

Игра «Скажи иначе»

Волшебник – маг

Знамя –…(флаг).

Шум – грохот

Смех –…(хохот).

Хвала – одобрение

Удача – …(везение).

Силач – атлет

Тайна – …(секрет).

Отчий – родной

Жара – …(зной).

Внезапно – вдруг.

Товарищ –…(друг).

Идти – шагать

Плясать – …(танцевать).

Верный – надёжный

Трудный – …(сложный).

Здесь – тут

Работа – …(труд).

– Ну – ка, дети, не зевайте!

Слово быстро изменяйте!

   Игра «Один – много»

На берегу росла сосна – а рядом с нею…(сосны)

Горит прекрасная звезда – а рядом с нею…(звёзды)

Стал красным – красным помидор, а рядом…(помидоры)

Вот гном один, вот гном второй – вместе это… (гномы)

– Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? Речь состоит из предложений. А предложения из чего состоят? Предложения состоят из слов. Я предлагаю вам сыграть в игру «Исправь ошибку». Нужно правильно расставить слова в предложениях.

– На белке сидела ёлка. ( На ёлке сидела белка.)

– Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу.)

– По кораблику плывёт река. (По реке плывёт кораблик.)

– В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы.)

– Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур.)

– Отлично, ребята, вы исправили все ошибки.

Подведение итогов

–  Наше занятие подошло к концу. Чем вам понравилось занятие? Что показалось наиболее трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»...

Методическая разработка: конспект непрерывной образовательной деятельности для детей по речевому развитию в первой младшей группе "К мишке в гости"

Данное занятие помогло нашим детям развить навык речи, улучшить слуховое восприятие и вызвало много положительных эмоций....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательной и речевому развитию в старшей группе. Тема: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательной и речевому развитию в старшей группе.Тема: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса»

Задачи:  - Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.-Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. ...