Конспект НООД "Мы - сказочники"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зеленцова Светлана Алексеевна

Формирование умения детей передавать специфику сказочного жанра, описывать внешний вид, повадки персонажей, их поступки, переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НООД "Мы - сказочники"20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Мы - сказочники»

Задачи:

1. Формировать умение детей действовать по плану и заданную тему.

2. Уметь передавать специфику сказочного жанра, описывать внешний вид, повадки персонажей, их поступки, переживания.

3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений, названий животных и их детенышей.

4. Развивать связную речь, творческое мышление детей.

5. Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.

Материал и оборудование: ноутбук, письмо от Незнайки, иллюстрации диких животных, волшебная корзинка, сказочная музыка, презентация о диких животных.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Конспект НОД составила воспитатель МБДОУ детский сад №5 Зеленцова С.А.

Ход НОД.

1.  Организационный момент.

В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В: А как ещё можно поздороваться?

Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее) И у меня тоже хорошее настроение.

- Давайте мы начнем наше путешествие с нашего приветствия:

Вот и мы, и ты и я.

Мы - одна семья.

Улыбнись тому, кто слева.

Улыбнись тому, кто справа.

Мы - одна семья!

- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот» Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.

Добро – зло                                                              

Храбрость – трусость

Трудолюбие –лень

Страшный – красивый

Слабый – сильный      

Смелый - трусливый

Скромный – хвастливый

Трудно –легко

Сердитый – ласковый

Начало –конец.

- Нам с вами никогда не бывает скучно и грустно, потому, что мы с вами всегда вместе. Что мы делаем вместе? (играем, танцуем, поем, строим, занимаемся, делаем зарядку и т.п. – ответы детей полным ответом)

- А вот диким животным очень тоскливо, холодно и голодно. Каких диких животных вы знаете? (ответы детей) Что делает человек для того, чтобы животным, живущим в лесу было лучше? (птицам вешают кормушки и подкладывают туда корм, для животных строят заповедники, ухаживают за ними специальные люди, особенно зимой, чтобы животным легче было пережить холодную зиму, помогают справится и лесники. Строят для животных кормушки и подкармливают их сеном и т.п. – ответы детей)

В группу приходит письмо от Незнайки: «Ребята, помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться не могу до тех пор, пока не придумаю свою сказку о диких животных. Помогите мне, пожалуйста»

- Ребята поможем Незнайке?  (Да)

- А мы сможем?  (Да)

2. Основная часть.

Для начала я предлагаю поговорить немного о диких животных. Я вам буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать. Если вы правильно отгадаете животного, то я из этой волшебной корзинки достану карточку с его изображением. (можно дать возможность найти карточку тому ребенку, кто отгадал)

- Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (заяц) – ответы детей.

- Правильно! Скажите, пожалуйста, заяц какой? (трусливый, пушистый, пугливый, боязливый, меняет шубу с серой на белую, любит путать следы, любит морковку, капусту, травоядный) – ответы детей.

- Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной! (еж) – ответы детей.

- Правильно! Скажите, а что вы можете сказать о еже? (смелый, колючий, отважный, сам себе добывает пищу, сворачивается в клубок, когда чувствует опасность) – ответы детей.

- Хожу в пушистой шубе.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка) – ответы детей.

- Правильно! А скажите, пожалуйста, что вы знаете о белке? (шустрая, быстрая, рыжая, проворная, живет в дупле дерева, любит орехи, грибы, ягоды) – ответы детей.

- Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса.

А зовут - … (лиса) – ответы детей.

- Правильно! Какая лиса? Что в ней особенного, отличающегося от других животных? (хитрая, рыжая плутовка, с длинным рыжим хвостом, хищница, любит полакомиться курицей, зайцем, птицами и т.п.) – ответы детей.

- Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк) – ответы детей.

- Правильно! Скажите, а волк, он какой? (серый, злой, голодный, у него острые зубы, хищник и т.п.) – ответы детей.

- Зимой спит.

Летом – улья ворошит? (медведь) – ответы детей.

- Правильно! Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать о медведе? (большой, огромный, сильный, тяжелый, любит мед, ягоды, коренья растений, травоядный) – ответы детей.

- Ребята, подойдите, пожалуйста к ноутбуку. Там для вас интересное задание. (На слайдах находятся животные со своими детенышами, и я вам предлагаю назвать животных и их детенышей правильно):

Белка – бельчонок - бельчата,

Еж – ежонок - ежата,

Медведь – медвежонок - медвежата,

Лиса – лисенок - лисята,

Волк – волчонок - волчата,

Лось – лосенок - лосята,

Заяц – зайчонок - зайчата.

- Давайте немного поиграем. Физкультминутка «У оленя дом большой»

- У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит

И в окно стучит.

Тук, тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай! (повторяется 2-3 раза)

- А теперь я вам предлагаю сочинить сказки о диких животных, чтобы помочь Незнайке выбраться из сказочного королевства.

Проходите за столы и посмотрите на доску.

- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?

- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.

-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.)

 - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.

-Как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются? (Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)

- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)

- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)

- А какие герои появляется в сказке? (добрые и злые)

- Ребят, а каких злых героев сказок вы знаете? (Баба –Яга, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас)

- А каких добрых сказочных героев вы знаете? (Добрый молодец, Василиса Премудрая, Буратино, Незнайка)

- В сказке должно быть всегда какое-то волшебство? Какое волшебство из сказок вы знаете? Как можно это зарисовать? (веретено, игла, скатерть самобранка, цветик-семицветик, шапка-невидимка и т.п.)

- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)

- А какими словами заканчивается обычно сказка? (Стали они жить-поживать да добра наживать.  Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Я там был, мед, пиво пил, по устам текло, а в рот не попало.)

- А вот ответьте мне на еще один вопрос.

- Чем отличается сказка от рассказа? (В рассказе идет описание чего-либо, а сказка – это вымысел, чего на самом деле не может быть, в ней происходит чудо, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»

 Включается сказочная музыка.

-А теперь, ребята, подойдите все ко мне. Я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова:

«Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» 

- Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.

- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план и записи мнемотаблицами. У вас на столах есть листы бумаги и карандаши. Проходите и садитесь за столы.

- Придумайте, какие герои будут жить в вашей сказке.

- Куда они отправятся?

- Что с ними случится?

- Какое волшебство поможет героям?

- Чем закончится сказка?

(Дети выполняют задание)

- Ребята заканчиваем придумывать сказку.

Вы наверное устали и поэтому я вам предлагаю немного размяться:

- Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за стол присел тихонько.

 -Уважаемые сказочники, теперь я предлагаю рассказать всем присутствующим ваши сказки.

 (По очереди заслушиваются сказки, придуманные детьми, воспитатель по необходимости помогает наводящими вопросами)

3. Заключительная часть.

Анализ:

- Ребята, у вас получилось выполнить задание? Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (начало, середина, конец) С чего начинается работа? (с составления плана) Было ли в наших сказках волшебство? Чья сказка понравилась вам больше всех? Все сказки мы отправим Незнайке. (Если по времени не успеваем, то остальные сказки заслушиваются после НОД и уже потом выбирается лучшая, которая потом будет ставиться детьми.)

- Я уверена, что Незнайка будет доволен нашими сказками, и сам может стать сказочником и выбраться из сказочного королевства.

- А у меня для вас приготовлен небольшой сюрприз в виде этой игры, которая называется «В гостях у сказки»

А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.

- Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, а сами будем разбираться с новой игрой. А вечером, после сна распределим роли и постараемся сделать театрализованную постановку по сказке, выбранной вами, разучим слова, сходим к малышам и покажем им эту сказку.

Ребята, помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться не могу до тех пор, пока не придумаю свою сказку о диких животных. Помогите мне, пожалуйста.

Ваш Незнайка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»

Цель:  уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...

Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»

Цель:  уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В волшебной стране великого сказочника Х.К.Андерсена».

Конспект НОД "В волшебной стране великого сказочника Х.Г. Андерсена" направлен на старший дошкольной возраст, можно использовать для совместной деятельности с родителями.Интеграция образовательных обл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему "Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов"

Занятие направлено на ознакомление детей с творчеством Юрия Васнецова, с иллюстрациями художника к потешкам....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности "Маленькие сказочники" (старшая группа)

Мы представляем вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста по О.Х.Л. по теме: "Маленькие сказочники"...

Презентация к конспекту "Маленькие сказочники"

Мы представляем вашему вниманию презентацию к конспекту "Маленькие сказочники"...