Конспект НООД "Мы - сказочники"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Формирование умения детей передавать специфику сказочного жанра, описывать внешний вид, повадки персонажей, их поступки, переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НООД "Мы - сказочники" | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Мы - сказочники»
Задачи:
1. Формировать умение детей действовать по плану и заданную тему.
2. Уметь передавать специфику сказочного жанра, описывать внешний вид, повадки персонажей, их поступки, переживания.
3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений, названий животных и их детенышей.
4. Развивать связную речь, творческое мышление детей.
5. Воспитывать уважительное отношение к высказываниям товарищей.
Материал и оборудование: ноутбук, письмо от Незнайки, иллюстрации диких животных, волшебная корзинка, сказочная музыка, презентация о диких животных.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Конспект НОД составила воспитатель МБДОУ детский сад №5 Зеленцова С.А.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее) И у меня тоже хорошее настроение.
- Давайте мы начнем наше путешествие с нашего приветствия:
Вот и мы, и ты и я.
Мы - одна семья.
Улыбнись тому, кто слева.
Улыбнись тому, кто справа.
Мы - одна семья!
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот» Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро – зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –лень
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый - трусливый
Скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
- Нам с вами никогда не бывает скучно и грустно, потому, что мы с вами всегда вместе. Что мы делаем вместе? (играем, танцуем, поем, строим, занимаемся, делаем зарядку и т.п. – ответы детей полным ответом)
- А вот диким животным очень тоскливо, холодно и голодно. Каких диких животных вы знаете? (ответы детей) Что делает человек для того, чтобы животным, живущим в лесу было лучше? (птицам вешают кормушки и подкладывают туда корм, для животных строят заповедники, ухаживают за ними специальные люди, особенно зимой, чтобы животным легче было пережить холодную зиму, помогают справится и лесники. Строят для животных кормушки и подкармливают их сеном и т.п. – ответы детей)
В группу приходит письмо от Незнайки: «Ребята, помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться не могу до тех пор, пока не придумаю свою сказку о диких животных. Помогите мне, пожалуйста»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А мы сможем? (Да)
2. Основная часть.
Для начала я предлагаю поговорить немного о диких животных. Я вам буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать. Если вы правильно отгадаете животного, то я из этой волшебной корзинки достану карточку с его изображением. (можно дать возможность найти карточку тому ребенку, кто отгадал)
- Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц) – ответы детей.
- Правильно! Скажите, пожалуйста, заяц какой? (трусливый, пушистый, пугливый, боязливый, меняет шубу с серой на белую, любит путать следы, любит морковку, капусту, травоядный) – ответы детей.
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной! (еж) – ответы детей.
- Правильно! Скажите, а что вы можете сказать о еже? (смелый, колючий, отважный, сам себе добывает пищу, сворачивается в клубок, когда чувствует опасность) – ответы детей.
- Хожу в пушистой шубе.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка) – ответы детей.
- Правильно! А скажите, пожалуйста, что вы знаете о белке? (шустрая, быстрая, рыжая, проворная, живет в дупле дерева, любит орехи, грибы, ягоды) – ответы детей.
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут - … (лиса) – ответы детей.
- Правильно! Какая лиса? Что в ней особенного, отличающегося от других животных? (хитрая, рыжая плутовка, с длинным рыжим хвостом, хищница, любит полакомиться курицей, зайцем, птицами и т.п.) – ответы детей.
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк) – ответы детей.
- Правильно! Скажите, а волк, он какой? (серый, злой, голодный, у него острые зубы, хищник и т.п.) – ответы детей.
- Зимой спит.
Летом – улья ворошит? (медведь) – ответы детей.
- Правильно! Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать о медведе? (большой, огромный, сильный, тяжелый, любит мед, ягоды, коренья растений, травоядный) – ответы детей.
- Ребята, подойдите, пожалуйста к ноутбуку. Там для вас интересное задание. (На слайдах находятся животные со своими детенышами, и я вам предлагаю назвать животных и их детенышей правильно):
Белка – бельчонок - бельчата,
Еж – ежонок - ежата,
Медведь – медвежонок - медвежата,
Лиса – лисенок - лисята,
Волк – волчонок - волчата,
Лось – лосенок - лосята,
Заяц – зайчонок - зайчата.
- Давайте немного поиграем. Физкультминутка «У оленя дом большой»
- У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит
И в окно стучит.
Тук, тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай! (повторяется 2-3 раза)
- А теперь я вам предлагаю сочинить сказки о диких животных, чтобы помочь Незнайке выбраться из сказочного королевства.
Проходите за столы и посмотрите на доску.
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.)
- Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются? (Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке? (добрые и злые)
- Ребят, а каких злых героев сказок вы знаете? (Баба –Яга, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас)
- А каких добрых сказочных героев вы знаете? (Добрый молодец, Василиса Премудрая, Буратино, Незнайка)
- В сказке должно быть всегда какое-то волшебство? Какое волшебство из сказок вы знаете? Как можно это зарисовать? (веретено, игла, скатерть самобранка, цветик-семицветик, шапка-невидимка и т.п.)
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается обычно сказка? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Я там был, мед, пиво пил, по устам текло, а в рот не попало.)
- А вот ответьте мне на еще один вопрос.
- Чем отличается сказка от рассказа? (В рассказе идет описание чего-либо, а сказка – это вымысел, чего на самом деле не может быть, в ней происходит чудо, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»
Включается сказочная музыка.
-А теперь, ребята, подойдите все ко мне. Я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова:
«Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!»
- Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план и записи мнемотаблицами. У вас на столах есть листы бумаги и карандаши. Проходите и садитесь за столы.
- Придумайте, какие герои будут жить в вашей сказке.
- Куда они отправятся?
- Что с ними случится?
- Какое волшебство поможет героям?
- Чем закончится сказка?
(Дети выполняют задание)
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
Вы наверное устали и поэтому я вам предлагаю немного размяться:
- Наш Незнайка потянулся.
Руки в боки и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за стол присел тихонько.
-Уважаемые сказочники, теперь я предлагаю рассказать всем присутствующим ваши сказки.
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные детьми, воспитатель по необходимости помогает наводящими вопросами)
3. Заключительная часть.
Анализ:
- Ребята, у вас получилось выполнить задание? Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (начало, середина, конец) С чего начинается работа? (с составления плана) Было ли в наших сказках волшебство? Чья сказка понравилась вам больше всех? Все сказки мы отправим Незнайке. (Если по времени не успеваем, то остальные сказки заслушиваются после НОД и уже потом выбирается лучшая, которая потом будет ставиться детьми.)
- Я уверена, что Незнайка будет доволен нашими сказками, и сам может стать сказочником и выбраться из сказочного королевства.
- А у меня для вас приготовлен небольшой сюрприз в виде этой игры, которая называется «В гостях у сказки»
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.
- Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями, а сами будем разбираться с новой игрой. А вечером, после сна распределим роли и постараемся сделать театрализованную постановку по сказке, выбранной вами, разучим слова, сходим к малышам и покажем им эту сказку.
Ребята, помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться не могу до тех пор, пока не придумаю свою сказку о диких животных. Помогите мне, пожалуйста.
Ваш Незнайка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...
Конспект досуга посвященного к 130-му юбилею К. И. Чуковского в средней группе на тему: «Художественный мир К.И. Чуковского – писателя, детского сказочника»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И. Чуковского.развивать художественно-речевые и исполнительные умения и навыки, чувство юмора.способствовать формированию познаватель...
Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)
Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «В волшебной стране великого сказочника Х.К.Андерсена».
Конспект НОД "В волшебной стране великого сказочника Х.Г. Андерсена" направлен на старший дошкольной возраст, можно использовать для совместной деятельности с родителями.Интеграция образовательных обл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему "Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов"
Занятие направлено на ознакомление детей с творчеством Юрия Васнецова, с иллюстрациями художника к потешкам....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности "Маленькие сказочники" (старшая группа)
Мы представляем вашему вниманию конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по О.Х.Л. по теме: "Маленькие сказочники"...
Презентация к конспекту "Маленькие сказочники"
Мы представляем вашему вниманию презентацию к конспекту "Маленькие сказочники"...