Путешествие в волшебный лес
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Иванова Маргарита Валериевна

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики

Конспект занятие по развитию речи

в средней группе

«Путешествие в Волшебный лес»

                                                                                                Воспитатель: Иванова М.В.                                                                                        

                                                                                                               

с.Моргауши-2017 год

Программное содержание

.

Образовательные задачи:

  • Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, временах года, о животном мире леса
  • Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
  • Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
  • Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
  • Закрепить умение рассказывать сказки  

  Развивающие:

  • Развивать связную речь детей;
  • Развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Развитие графических навыков

 Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу

Материал: конверты-8 шт., разрезные сказки, листочки-6 шт., цветочки-красные и синие по 12 шт., деревья, перфокаты.

Ход Нод:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

Ребята, к нам сегодня гости пришли, с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

(обнаруживают конверт)

Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.

«Детский сад «Путене», детям средней группы «Колокольчик»

-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает)

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но вам нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство.

Лесные Феи.»

-  Ну что ребята, поможем феям?

Дети: - Да!

Воспитатель: -А нам, чтобы отправиться в путешествие поможет вот этот волшебный мяч.

 Воспитатель: - Ребята, и так мы отправляемся в путь, будьте внимательны!

 (В конвертике задание)

1 задание «Собери сказку»

 (разделятся на две команды)

Воспитатель: - Картинки все перепутались местами и вам нужно расставить их в нужной последовательности.

Дети расставляют картинки в нужной последовательности и называют название сказки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы правильно составили сказку и за это получайте листочки.

Мяч катится, путешествие продолжается.

2 задание Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –маленький

Мягкий –твердый

Жаркий –холодный

Тяжелый –легкий

Светлый –темный

 Грязный –чистый

Добро –зло

 Воспитатель: - А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.

 

3 задание «Назови ласково»

Дидактическая игра "Назови ласково"

Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка,

трава - травушка, гусеница - гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ребята, вы наверное  уже устали? Давайте   поиграем.

Физминутка  «ЛИСТИКИ.»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (встали)

Закружились, полетели. (покружились, побежали)

И на землю снова сели. (присели)

Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.

 4 задание «Подскажи словечко»

На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

   

 Без тропинки, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это…. (ёж).

Мчится без оглядки

Лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу.

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это ….(зайка).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это ….(лиса).

Он всю зиму в шубе спал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь – лесной ….(медведь).

А возле этой елки

Бродили злые …. (волки).

 

Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно это…. (белка).  

  5 задание «Расскажи про осеннюю погоду?»

Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.

• Когда идет дождь погода какая? - дождливая.

• Когда дует ветер погода какая? - ветреная

• Когда холодно погода какая? - холодная

• Когда пасмурно погода какая? - пасмурная

• Когда сыро погода какая? - сырая

• Когда хмуро погода какая? – хмурая

 

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки.

Мяч катится, путешествие продолжается.

6 задание.  Игра «Расскажите сказку»

Воспитатель: Давайте вспомним сказку «Колобок». Педагог указывает на первую картинку. Просит ребенка рассказать содержание картинки. Что произошло с колобком  дальше.  

Работа с перфокартами (дети соединяют последовательно картинки)

  Воспитатель:- Молодцы! Вот листочки, продолжаем наш путь.

 «Волшебный лес»

Воспитатель: - Вот и пришли мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.

(Дети приклеивают листочки.)  

Воспитатель: - Случилось чудо,  у нас получилось вернуть феям волшебство! Молодцы, ребята!

Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).

 

Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его.  

 Перфокарта

Использование пособия позволяет решить следующие задачи:

• Развитие графических навыков

• Уточнение и дифференциация словаря по лексическим темам

• Развитие сенсорных представлений

• Развитие грамматического строя и связной речи

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе

Тема: В гостях у осени.

Программное содержание: Закрепить представления детей о приметах осени.

Задачи:

Образовательные:

Учить называть приметы осени.

Расширить словарный  запас по теме “Осень”.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы  лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: зимующие и перелётные птицы; березовые, кленовые, дубовые листочки; листопад; дождливая, ветреная, холодная, пасмурная,  солнечная погода.

Подготовительная работа: Наблюдения за осенней погодой, чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: Экран, проектор, магнитофон;  листочки, картинки зимующих  и перелетных птиц, мячик, корзинка, шишки,  грибы-муляжи.

Ход:

В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте.

В: Ребята, послушайте загадку.

«Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». (Осень!)

В: Осень – это одно из четырех времен года. У каждого времени года есть свои приметы.

(Презентация «Осень», только приметы)

В: Ребята, какие приметы осени знаете вы? (ответы детей)

В: Молодцы, вы очень много назвали примет.

- Посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Это не простой листочек. Он приглашает нас в лес, найти приметы осени.

- Вы согласны?

- Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три!

- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, какая красота нас окружает!

(обращаешь внимание детей на экран, слайд осеннего леса и слайд с опавшими листьями)

В: Ой, ребята, посмотрите, сколько листьев упало на землю.

В:  Скажи, Радмир, с какого дерева этот листок?

Радмир: С березы.

В: На березе какие листочки?

Радмир: Березовые листочки.

В: Элина, с какого дерева этот листок?

Элина: С клена.

В: На клене какие листочки?

Элина:  Кленовые.

В:  Скажи, Альбина, с какого дерева этот листок?

Альбина: С дуба.

В: На дубе какие листочки?

Альбина: Дубовые.

В:  Ребята, а какого цвета осенние листочки?

Д: Красные, желтые, оранжевые, коричневые.

В: Молодцы! Когда листики желтеют, что с ними происходит?  (Ответы детей)

В: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?

Д: Листопад.

(Просмотр слайда с листопадом)

В: Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово.

(Раздаю листочки детям)

В: А сейчас подуем на листочки и сделаем красивый листопад.

- Подул легкий ветерок (2-3 раза)

- Сильный ветер вдруг подул

Листики с деревьев сдул.

(Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки)

В: Ребята, давайте соберем  красивый букет, когда вернемся  в группу поставим их  в вазу. ( Собираем листья)

В: (прикладываешь указательный палец ко рту, призываешь детей прислушаться) Как тихо, опустел осенний лес, не слышно пенья птиц, только капельки дождя шуршат опавшей листвой.

 В: Куда улетели птицы?

Д: Птицы улетели в теплые края.

В: Все птицы улетели в теплые края?

Д: Нет, только перелетные птицы улетели в теплые края.

В: Какие перелетные птицы вы знаете?(Дети называют)

В: Какие птицы остались?

Д: Зимующие птицы остались.

В: Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети называют) А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Зимующие и перелетные птицы». В синим обруче живут зимующие птицы, а в красном – перелетные. У кого картинка с  зимующей птицей они заходят в синий обруч, а у кого перелетная птица – в красный обруч. Раз, два, три –игру начни.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

- Ребята, наш новый друг, Осенний  листочек, зовет нас дальше.

В: Раз, два, три, четыре, пять

Дальше мы идем гулять.

На носочках мы идем,    (Ходьба на носках)

И на каблучках пойдем.  (Ходьба на пятках)

В: Ой, ребята, а здесь корзина. Но прежде чем посмотреть, что в корзине,  нужно отгадывать загадки. Молодцы.

(Загадки в презентации)

В: А хотите поиграть еще? Игра называется «Какая погода бывает осенью?» Я буду давать вам шишку и задавать вопрос, а вы отвечаете и шишку обратно мне возвращаете.

-Если идет дождь, погода какая? (Дождливая)

-Если дует ветер, то погода?(Ветреная)

- Если на улице холодно, погода? (Холодная)

-Если пасмурно, то .. (Пасмурная)

-Если светит солнышко, то погода…(Солнечная).

Молодцы, вы все справились с заданием.

В: Давайте продолжим наше путешествие.

 Раз – два – три – четыре – пять –

Дальше мы идем  гулять.            (Обычная ходьба)

По неровным дорожкам потихоньку мы пойдем.        (Ходьба с высоким                       подниманием колен)

Может быть, и под листочком

Большой гриб найдем.

Ребята, смотрите, здесь корзинка с грибами. Интересно, чья она? Чтобы это узнать, мы должны вспомнить,  кто живет в лесу?

Д: (индивидуальные ответы детей)

 В: А вы знаете, как животные к зиме готовятся?

(Презентация)

Значит,  кто нам приготовил грибы?

Д: Еж.

В: Давайте, скажем ежу спасибо.

В: Хорошо в лесу, но нам пора возвращаться обратно в детский сад. Раз, два, три. Листочек домой нас проводи.

- Ребята, где мы с вами сегодня были? Вам понравилось в лесу? Мы сегодня с вами нашли очень много примет осени, узнали как животные готовятся к зиме. Молодцы.

Конспект по развитию речи в средней группе

«Королева Осень».

Автор: воспитатель Аникина Н.Х., Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №16

«Росинка» г. Гусиноозёрска, Республика Бурятия.

Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по

мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь,

внимание, память.

Материал: мнемотаблица «Осень», муляжи овощей, фруктов, две тарелки,

«волшебный мешочек», корзинка с яблоками, листочки на нитках, картинки

(дождь, зонт, лужи), иллюстрация «Осень», картина «Белки готовятся к зиме».

Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы

будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

-Воспитатель: Верно. Мы сегодня поговорим об осени. Её ещё называют –

королева Осень. Она красивая, золотая. (Можно рассмотреть иллюстрацию

«Осень»).

-Воспитатель: А сейчас будем разгадывать осенние загадки:

Ветер тучу позовет

Туча по небу плывет

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (дождь)

В сером небе низко

Тучи ходят близко

Закрывают горизонт

Будет дождь, мы взяли (зонт)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Белка осенью без спешки

Прячет желуди, орешки,

Мышка - зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора -

Зерен выросла гора!

Что же делают зверята?

Угадайте-ка, ребята! (Запасы на зиму)

- Воспитатель: Молодцы! Рассматривание картины «Белки готовятся к зиме».

Многие звери готовятся к зиме, делают запасы. Зима долгая, холодная.

Посмотрите на картину. Какие звери нарисованы на картине? (Белки). Что

делают белки? (Белки утепляют дупло, делают запасы на зиму). Что они

запасают? (Белки запасают орешки, грибы сушат на ветках).

Работа с мнемотаблицей.

1. А теперь внимательно посмотрите на мольберт, где у меня таблица. Как вы

думаете, о чем рассказывают рисунки на таблице? (Об осени) А теперь я

расскажу вам об осени: «Наступила осень. Солнце меньше греет. На небе много

туч, часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели и опадают. Животные

готовятся к зиме. Запасают корм и готовятся к спячке. Перелетные птицы

улетают в теплые края. В садах и огородах созрел урожай».

2. Рассказать повторно текст опираясь на таблицу.

3. А тетерь вы расскажите об осени (Дети у мольберта рассказывают об осени по

одному предложению опираясь на таблицу).

- Воспитатель: Устали? Давайте отдохнём!

Дыхательная гимнастика: «Подуй на листочки».

На нитках разноцветные осенние листочки. Ребята, вдруг подул осенний ветер и

листочки на деревьях зашелестели. (Дети встают и дуют на листочки).

- Воспитатель: Ветер дует, листочки опадают. Начался листопад.

Физминутка.

Листики осенние (покачиваем руками над головой)

На ветках мы сидим

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели (легкий бег)

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал (наклоны)

И листочки все поднял

Закружились полетели (закружились)

И на землю снова сели. (Присели)

4. А сейчас давайте вспомним и послушаем рассказ по картинкам. Ребёнок

встаёт у мольберта и пересказывает полностью весь рассказ по мнемотаблице.

- Воспитатель: Поиграем в игру «Какой, какая, какое? »

Листочек какой? (Жёлтый, оранжевый, красный).

Осень какая? (Золотая, красивая, урожайная).

Небо осенью какое? (Хмурое, серое, затянуто облаками, часто идут холодные

дожди).

- Воспитатель: У меня в «волшебном мешочке» что то лежит. Воспитатель

показывать, а дети называют, что это и разлаживают их на тарелки (1 - морковь,

помидор, огурец, свекла; 2 – яблоко, груша, банан, виноград). Что у нас лежит на

первой тарелке? (Овощи). Где овощи растут? (На грядках). Что лежит на второй

тарелке? (Фрукты). Где растут фрукты? (На деревьях).

- Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру на внимательность, которая

называется «Чего не стало?».

Воспитатель убирает один овощ с тарелки, а дети должны сказать, чего не стало.

-Сейчас я уберу один из фруктов, а вы будьте внимательны.

Итог игры и занятия.

- Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательными, правильно ответили.

Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили?

(Об осени). Вы сегодня активно работали на занятии, и королева Осень принесла

вам гостинцы. Посмотрите что лежит в корзинке? (Яблоки). Наше занятие

окончено. Давайте поблагодарим королеву Осень и будем угощаться яблоками.

Д/и "Назови ласково"

Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка,

трава - травушка, гусеница - гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек.

дождь – дождичек.

Загадки

Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? (заяц)

Кто большой и косолапый, Мед достал из бочки лапой. Скушал сладость и реветь. А зовут его? (медведь)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, Крыльями хлопает громко. Курочек верный пастух Как зовут его? (петух)

У меня отличный слух Острый взгляд и тонкий нюх, Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я (собака)

Скачет по болоту Зеленая квакушка. Зелененькие ножки Зовут меня (лягушка)

«Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.» Давайте    

      встанем в кружок. Кому я дам в руки  лист, тот должен ответить на мой вопрос. За  

       правильный  ответ я буду давать осенний лист.

- листья осенью (что делают?) –листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает?) –дождь осенью моросит,идет.

-урожай осенью (что делают?)  –урожай осенью уберают.

- птицы осенью(что делают?) — Птицы осенью улетают.

-деревья осенью(что делают?) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....

Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».

laquo;Путешествие в волшебную страну Умных Игр»Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»....

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Конспект игры – путешествия «Путешествие в волшебную страну Здоровья Играй – город»

Конспект игры – путешествия «Путешествие в волшебную страну Здоровья Играй – город»...