Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Макеева Светлана Михайловна

Передовые педагоги считают, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей

Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному:

В.К.Воробьева для развития связной речи предлагает использовать сенсорно – графические схемы, Т.А.Ткаченко – предметно – схематические модели, В.П.Глухов – блоки – квадраты.

Взяв за основу мнение великих педагогов, можно убедиться в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

  • Развитие связной и диалогической речи.
  • Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
  • Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
  • Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
  • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
  • Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинается работа с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.

Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый малыш может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

В помощь детям используют мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитывается, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже необходимо усложнить  или заменить другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомят детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при заучивании стихов
  • при отгадывании и загадывании загадок

Этапы использования мнемотаблиц: 

Этап № 1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап № 2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап № 3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания
Этап № 4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап № 5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется  начинать уже с  детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в  рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

         Мнемотаблицы  можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1.     Выразительное чтение стихотворения.

2.     Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3.     Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4.     Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5.     Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.     Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7.     Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, которые  можно применить на занятиях  экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – коллективно обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но  применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

 Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
  

Таким образом, по мнению педагогов, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

•  появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

•  появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

•  словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Передовые педагоги считают, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей.

Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающ...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....