План самообразования. Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4-5 лет.
статья по развитию речи (младшая группа)

Нестеренко Зинаида Владимировна

План самообразования. Использование премов мнемотехники в развитии речи детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_samoobrazovanie_z.v.nesterenko.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования.

Тема: Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4-5 лет.

Цель работы: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.  

Задачи:

- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.

- Способствовать развитию памяти, внимания, образного мышления.

- расширять и обобщать словарный запас детей.

- развивать монологическую и диалогическую речь.

Актуальность выбранной темы:

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Речь дошкольников бедна по словарному составу, односложна, состоит из простых предложений. Дети не умеют вести диалог, поставить вопрос и построить краткий ответ. Затрудняются при составлении сюжетных и описательных рассказов. Кроме того у детей отсутствуют навыки культуры речи, неумение регулировать громкость голоса, правильно использовать интонацию, темп речи.    

Поэтому перед педагогом ДОУ стоит сложная задача научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли. Грамотно построить монолог при составлении сюжетного или описательного рассказа. Доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С.Л. Леушиной, Л.В. Эльконина, и др. является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность использования наглядного материала, решила более углубленно изучить премы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире. Эффективное запоминание структуры рассказа. Сохранение и воспроизведение информации. И конечно развитие речи.

Основные направления в работе:  

1. Учить составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц. Формировать умение составлять связный рассказ.

2. учить детей заучивать стихотворения с помощью мнемотаблиц. Работать над выразительным чтением стихотворения.

 3. Обучать связному  последовательному пересказу с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Развивать диалогическую речь детей.

4.Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь.

5. Пополнять и активизировать словарный  запас детей.

Изучение методической литературы:

1.Т.Б. Полянская  « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста ».

2. Т.А. Ткаченко « Использование схем в составлении описательных рассказов ».

3. Т.В. Большова « Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников ».
4. О.А. Новицкая « Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет ».    

5. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на интернет сайтах.

Работа с детьми.  

Сентябрь.  

Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровня развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.

Октябрь-апрель.

Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми.

Май.

Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровня развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.

Работа с родителями.

Сентябрь-октябрь.

Проведение анкетирования родителей « Приоритетные направления в развитии речи детей». Обработка и анализ данных анкетирования. Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».  

Ноябрь-декабрь.

Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники».

Январь-февраль.

Консультация для родителей «Перессказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехники».

Март-май.

Привлечение родителей к подготовке праздника «8 марта». Разучивание стихотворений, песен. Консультация для родителей по теме «Рассказ. Учим детей составлять рассказ с помощью мнемотаблиц».

Самореализация.

Консультация для педагогов « Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей».

Отчет по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...