конспект открытого интегрированного занятия по художественному чтению "Мышонок и карандаш"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ковалева Нина Николаевна

конспект открытого интегрированного занятия по художественному чтению "Мышонок и карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_myshonok_i_karandash.docx406.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление с художественной литературой) по сказке «Мышонок и карандаш»

В. Сутеева для детей подготовительной группы

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--05.jpg

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

МКДОУ №3 «Радуга»

Ковалева Нина Николаевна

2018 уч. год

Цель: Развивать интерес к художественной литературе.

Задачи:
Образовательные:
• Формировать навык образования прилагательных к существительному;
• Увеличить словарный запас детей сложными словами;
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение следовать определенным правилам при выполнении заданий.

Учить определять и называть произведения В. Г. Сутеева по отрывкам из сказок;

• Совершенствовать навыки счета в пределах 11, умение ориентироваться в пространстве.

• Совершенствовать умение определять размер фигур и называть их;

Закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий;

• Совершенствовать умение печатать слово из знакомых букв;

Продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»;

Расширять кругозор детей.
Развивающие:

Развивать интерес к авторской сказке, к чтению литературы;
• Развивать пространственные представления детей;
• Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память.

Развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику;

 Развивать пантомимические навыки, детей с помощью, мимики, жестов интонации;

 Развивать познавательный интерес. 
Воспитательные:

Развивать мышление, воображение, память, познавательные и интеллектуальные способности детей.
• Воспитывать целеустремленность, настойчивость.

Предварительная работа: Знакомство с биографией В. Г. Сутеева, чтение его произведений, просмотр иллюстраций в книгах, рисование любимых героев.
Материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, слайды о творчестве В.Сутеева, фигуры для игры «Собери кошку из геометрических фигур», карточки – билеты, книги В. Сутеева, сундук, простые карандаши по количеству детей и листы бумаги формата А4 по 2 листа на каждого ребенка, краски и кисти по количеству детей, музыкальное сопровождение.

Планируемые результаты:

• Дети имеют представление об авторской сказки, умеют определять и называть произведение по его отрывку;

• Умеют анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивают, воспроизводят содержание знакомых произведений, пользуются средствами художественной выразительности;

• Передают свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности (рисование);

• У детей возникло желание познакомиться с новыми сказками В. Сутеева.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «ФЭМП», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество – рисование».

Ход занятия:

Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости (дети здороваются). Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, чтобы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, как много вы уже знаете и умеете.

Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.

Воспитатель: Дети, любите ли вы сказки? (Ответы детей). 

Воспитатель: И я очень люблю сказки! И сегодня приглашаю вас отправиться в сказочный мир! В мир сказок. Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск-билет. А чтоб его получить нужно отгадать мою загадку. Ответом к моей загадке будет тот транспорт, на котором мы и отправимся в мир сказок!

На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит.

Но отправиться может в полёт

Разноцветный… (ковер - самолет)

Дети: (Отгадывают загадку и получают билет на ковер-самолет.)

(на билетах изображены сказочные герои, дети находят такую же картинку на подушке и садятся на нее)

Воспитатель:Ну вот, мы готовы к нашему путешествию, но чтоб наш самолет взлетел, вы должны выполнить одно задание!

Необходимо рассказать о своем герое, какой он.

Дети: ( Лягушка –зеленая, Ёжик – колючий, Медведь – большой, Заяц – трусливый, Мышонок – серенький, Лиса – хитрая, Цыпленок – желтый, Муравей – маленький, Петух – яркий, Бабочка - красивая)

Воспитатель: А как можно сказать о сказке в общем, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас возьмитесь все за руки, наш ковер-самолет взлетает!

Очутится в новой сказке. Мы хотим, мы хотим.

На ковре, на самолете полетим, полетим.

(звучит музыка «полет», затем музыка затихает)

Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели в сказочный мир! Только нам нужно определиться, в каких сказках мы хотим побывать. Ребята, а какие бывают сказки? Посмотрите внимательно на экран, там представлены разные книги сказок, они помогут вам ответить на мой вопрос! (слайд 1) 

(если дети затрудняются показать и книги и предложить сравнить)

Дети:Народные и авторские.

Воспитатель: Какие сказки называют народными?

Дети: Сказки, которые написаны народом много лет назад.

Воспитатель: А авторские сказки, это какие сказки?

Дети: Это сказки, написанные конкретным автором, сказочником.

Воспитатель:А кто живет в сказках?

Дети:В сказках живут разные герои, персонажи.

Воспитатель:А какие они?

Дети: Хорошие и злые, положительные и отрицательные.

Воспитатель:Правильно! А что всегда происходит в конце сказки?

Дети:Добро всегда побеждает зло!

Воспитатель:Скажите, ребята, что в книгах сказок сопровождает текст?

Дети: Картинки!

Воспитатель: Конечно, это картинки, а для чего они нужны?

Дети: Чтоб посмотреть, как выглядят герои сказки, различные ситуации…

Воспитатель:А кто рисует картинки к сказкам?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:Картинки или, правильно сказать иллюстрации к сказкам рисуют художники- иллюстраторы.(повторите вместе со мной это сложное слово - ИЛЛЮСТРАТОР) Иллюстраторы воплощают в красочные картинки образы описанных героев и действия, происходящие в сказке.

Воспитатель:Сегодня япредлагаю отправится в мир авторской сказки! В моем сундучке лежит та книга, которую я приготовила для вас. А чтоб мой сундучок открылся, вам нужно угадать автора этой книги! С автором произведений, собранных в этой книге, и некоторыми сказками вы уже знакомы!

А узнать о ком идет речь, вы сможете, отгадав мою загадку.

«И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт авторучку – сказку сочинит, возьмёт карандаш с кисточкой – иллюстрацию или мультфильм нарисует. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми! Кто же это?»

Дети:Владимир Григорьевич Сутеев!

Воспитатель: Да, это Владимир Григорьевич Сутеев. (Достает книгу) Посмотрите, какая эта книга красивая! Яркая! В. Сутеева называют мастером и волшебником. Что же волшебного создал Владимир Сутеев?

(Посмотрите на экран.) (слайд 2)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1012/00005e31-f695b10a/hello_html_m5a3cc262.jpg

Дети:Написал много сказок и иллюстраций к ним, нарисовал много мультфильмов.

Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеевродился больше 113 лет назад в Москве, в семье врача. Его отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну . В. Сутеев был необыкновенным человеком.

Он сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и художником - иллюстратором, и мультипликатором.(повторите вместе со мной - МУЛЬТИПЛИКАТОР) Посмотрите на экран. (слайд 3)

Воспитетель:

В красной рамке слева – книги, которые В. Сутеев проиллюстрировал, а в синей рамке справа книги, которые он написал и нарисовал. 

Я знаю каким удивительным талантом обладал Владимир Сутеев и хочу поделиться этой информацией с вами. В. Сутеев мог одновременно одной рукой писать, а другой -рисовать. Мастер писал правой рукой, а рисовал левой. (слайд 4)

Воспитатель: Хотите попробовать сделать то-же самое?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, давайте попробуем! Пройдите за столы. Возьмите в левую руку карандаш, а в правую – ручку и постарайтесь одновременно нарисовать рисунок (ДОМ)и подписать его. Я тоже хочу попробовать это сделать вместе с вами. (слайд 5)

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/03/25/s_5ab803a1e8d6b/869965_2.pngДОМ

Дети: (рисуют)

Воспитатель: Сложно было справиться с таким заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Очень сложно! И, конечно не просто писать сказки…

Давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физминутка.

Наш гусак встаёт на зорьке.

Он к реке сбегает с горки.

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку:

Для начала — бег на месте.

Крылья врозь, а лапки вместе.

Упражнение для шеи.

Чтоб росла еще длиннее.

Тренировка для хвоста.

А потом — бултых с моста!

Он плывет на середину,

Чистит лапки, моет спину.

Крякнул селезень: "Кряк, кряк.

Физкультурник наш гусак!"

Воспитатель: Молодцы, немного отдохнули и размялись. Ребята в этой книге, как я уже говорила собрано много сказок написанных В. Г. Сутеевым, и некоторые из них мы с вами уже читали. Я хочу проверить насколько хорошо вы их запомнили и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку».

Игра «Угадай сказку»

Задание: послушать отрывок из сказки, где представлены все её герои, вспомнить и назвать эту сказку. Если сказку назвали верно, то на экране появится иллюстрация к этой сказке.

1. «…Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.

Мышонок – ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил.

А жучок – верёвочку…»

(Сказка «Кораблик») (слайд 6)

2. «…Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет…»

(Сказка «Яблоко») (слайд 7)

3. «…Пришёл к ним как-то Заяц на их житьё посмотреть.

А его как дорогого гостя приняли:

Мушка ему варежки связала.

Лягушка морковкой с огорода угостила.

Ёжик – грибами да ягодами, а Петушок – пирогами да ватрушками…»

(Сказка «Разные колёса») (слайд 8)

4. «Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, ручка и Мячик, кто из них лучше…»

(Сказка «Умелые Руки») (слайд 9)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели и хорошо запомнили те сказки В. Сутеева, которые мы уже прочли. А сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой этого автора. Возможно кто-то уже читал ее дома или даже самостоятельно. А называется она «Мышонок и карандаш». Присаживайтесь поудобней. (слайд 10)

Живет в каждой сказке какой-то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой,
Давайте знакомую книжку откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.

В. Сутеев «Мышонок и Карандаш»

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--01.jpg(слайд 11)

Жил-был на столе у Вовы Карандаш.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--02.jpg(слайд 12)

Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--03.jpg(слайд 13)

— Отпусти меня, пожалуйста! — взмолился Карандаш. — Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--04.jpg(слайд 14)

— Я тебя буду грызть! — сказал Мышонок. — У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! — И Мышонок больно укусил Карандаш.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--05.jpg(слайд 15)

— Ой, — сказал Карандаш. — Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.

— Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя всё равно изгрызу на мелкие кусочки.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--06.jpg(слайд 16)

Вздохнул тяжело Карандаш и нарисовал кружок.

— Это сыр? — спросил Мышонок.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--07.jpg(слайд 17)

— Может быть, и сыр, — сказал Карандаш и нарисовал ещё три маленьких кружочка.

— Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нём, — догадался Мышонок.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--08.jpg(слайд 18)

— Может быть, и дырочки, — согласился Карандаш и нарисовал ещё один большой кружок.

— Это яблоко! — закричал Мышонок.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--09.jpg(слайд 19)

— Может быть, и яблоко, — сказал Карандаш и нарисовал несколько вот таких длинных кружочков.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--10.jpg(слайд 20)

— Я знаю, это сардельки! — закричал, облизываясь, Мышонок, — Ну, кончай скорее, у меня ужасно чешутся зубы.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--11.jpg(слайд 21)

— Подожди минуточку, — сказал Карандаш.

И когда он начал рисовать вот эти уголки, Мышонок закричал:

— Это похоже на ко… Не рисуй больше!

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--12.jpg(слайд 22)

А Карандаш уже нарисовал большие усы…

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--13.jpg(слайд 23)

— Да это настоящая кошка! — пискнул испуганный Мышонок. — Спасите! — и бросился к себе в норку.

С той поры Мышонок оттуда носу не показывал. А Карандаш у Вовы до сих пор живёт, только он стал вот какой маленький.

https://deti-online.com/images/skazki-suteeva--myshonok-i-karandash--14.jpg(слайд 24)

И ты своим карандашом попробуй нарисовать такую кошку, на страх мышатам.

Воспитатель: (вопросы после прочтения)

- Вам понравилась сказка?

- Про что эта сказка?

-Кто из вас знал её раньше? Откуда?

- Кто вам понравился больше: Мышонок или Карандаш? Почему?

- А как начинается сказка, с каких слов?

Дети: (отвечают на вопросы)

Воспитатель: Что Мышонок сказал, когда Карандаш нарисовал первые круги? На что они ему показались похожи?

Деи: На сыр!

Воспитатель: Как обрадовался Мышонок?

Дети: (повторяют слова из сказки с интонацией, мимикой и жестами)

Воспитатель: Что Мышонок сказал, когда Карандаш нарисовал большой круг? На что он ему показались похож?

Деи: На яблоко!

Воспитатель: Как обрадовался Мышонок?

Дети: (повторяют слова из сказки с интонацией, мимикой и жестами)

Воспитатель: Что Мышонок сказал, когда Карандаш нарисовал овалы? На что они ему показались похожи?

Деи: На сардельки!

Воспитатель: Как обрадовался Мышонок?

Дети: (повторяют слова из сказки с интонацией, мимикой и жестами)

Воспитатель: Что Мышонок сделал, когда Карандаш нарисовал треугольники? Что он увидел?

Деи: Кошку!

Воспитатель: Обрадовался Мышонок?

Дети: Нет!

Воспитатель: А что он сделал?

Дети: Мышонок испугался!

Воспитатель: Как испугался мышонок?

Дети: (повторяют слова из сказки с интонацией, мимикой и жестами)

Воспитатель: Дети, хитрость бывает разная, хитрость-обман отличается от хитрости-находчивости.

— Вы считаете, что- Карандаш умный и хитрый. Но ведь хитрость не всегда хороша. А что, если Карандаш просто обманщик... Взял он и обманул бедного Мышонка?.. Давайте ещё раз прочтем эту замечательную сказку и вы попробуете определить, можно ли считать, что Карандаш—обманщик, или нельзя...Кроме того! Вы помните последние слова этой сказки?

Дети: Да! «И ты своим карандашом попробуй нарисовать такую кошку, на страх мышатам.»

Воспитатель: Вы знаете, что в сказках случаются чудеса! Сейчас я превращу вас в настоящих художников-иллюстраторов, и вы будете делать зарисовки к сказке вместе со мной! Но сначала, нам нужно сделать зарядку для наших пальчиков! Чтоб они стали послушными.

Пальчиковая гимнастика.


Дождь идет сильней, сильней (бежим кончиками пальцев по воздуху),
Под грибок встал муравей (ставим под ладошку указательный палец другой руки),
Место бабочке нашлось (машем кистями рук),
Потесниться лишь пришлось (два пальца под ладошку),
Мышь к грибочку подбежала (бежим пальчиками по ногам сверху вниз),
Рядышком с друзьями встала (три пальца под ладошку),
Воробьишка весь промок (скрещиваем руки, хлопаем ладонями по плечам),
Тоже встал он под грибок (ставим под ладошку четыре пальца),
Зайку от лисы спасали — (делаем «ушки» из указательного и среднего пальцев),
Далеко ее прогнали.
И под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)
Все нашли хороший дом! (руки над головой «домиком»).

Воспитатель: Ну, вот! Наши пальчики готовы к работе! Только есть одно условие! Рисовать вы будете вместе со мной, тогда, когда начну рисовать я. Договорились?

Итак… Повторяйте за мной.

Сказка-сказочка начнись,

Всем ребятам улыбнись,

Быть детьми мы перестанем,

И художниками станем!

Воспитатель: У всех получилась кошка? Я предлагаю сейчас дорисовать ваших кошечек, разукрасить их, чтоб они стали похожи на настоящих.

Дети: (дорисовывают кошек)

Воспитатель: Ребята у вас получились отличные иллюстрации к сказке. А нам пора возвращаться… Но вернуться из сказки всегда труднее, чем попасть в неё. Чтоб нам попасть назад в наш детский сад, необходимо выполнить еще одно задание.Нужно вспомнить сколько геометрических фигур нарисовал карандаш, рисуя кошку. Перед вами лежат фигуры, вам необходимо сложить из них кошку и определить сколько и каких фигур нарисовал карандаш. А поможет вам картинка на экране. (слайд 25)

Дети: (выкладывают кошку из геометрических фигур, считают их количество)

(4 разных по размеру овала, 5 кругов, 2 из них - одинаковые и 2 одинаковых треугольника. Всего 11 фигур)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Проходите на наш ковер-самолет. Нам пора назад, в наш любимый детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова, чтоб ковер-самолет вернул нас назад. (слайд 26)

С миром красочным, волшебным

Нам пора прощаться

И из сказки в детский сад

Вместе возвращаться!

Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели! Добро пожаловать в детский сад!

Вам понравилось наше путешествие? С каким настроением вы вернулись?

Дети: Да! С хорошим!

Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали в стране сказок?

Дети: Знакомились с новым произведением В.Г. Сутеева, рисовали и писали одновременно двумя руками, рисовали кошку, отгадывали названия сказок, составляли кошку из геометрических фигур…

Воспитатель: Совершенно верно! А как называлась сказка, с которой мы познакомились?

Дети: «Мышонок и карандаш»

Воспитатель: Правильно! Что вам понравилось делать больше всего?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: А было ли вам трудно? Где вы испытали трудности?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Вы отличная, дружная команда! Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами по стране сказок! А сейчас нам пора идти в нашу группу (поднимает сундучок, в котором лежала книга сказок, он тяжелый). Ой! Какой тяжелый стал мой сундучок! Давайте откроем его и посмотрим, что в нем лежит?

Дети: Да!

Воспитатель: (открывает сундучок, а там лежат цветные карандаши и блокнотики) Посмотрите! Здесь новые цветные карандаши блокнотики! Этот сказочный подарок прилетел вместе с нами! Я думаю, что это подарок от героев наших любимых сказок! Теперь, вернувшись в нашу группу, вы сможете нарисовать еще много иллюстраций к сказкам, а может быть, даже придумать свои! Нам пора! Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...

Конспект открытого интегрированного занятия по художественному творчеству (лепке) и чтению художественной литературы Тема: «Филимоновский петушок». Занятие для детей средней группы.

Учить передавать народный образ петушка. Совершенствовать  умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму, и приём сплющивания шарика между па...

конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»

формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок....

Конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»

Формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок. ...

Конспект открытого интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в младшей группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.Задачи:Образовательные:Закрепить знание сюжета русской народной сказки «Гуси – Лебеди»;познакомить детей с разными видам...