Занятие по развитию речи в старшей группе" Пересказ " Хотела галка пить" рассказ Л.Н. Толстого.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Мареева Елена Викторовна

Занятие прошло чудесно , на одном дыхании ,хотя материал большой .Интересные физкультминутки , опыты .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ «Хотела галка пить» Л.Н.Толстой в старшей группе детского сада.

Задачи.

  • Способствовать развитию умения детей пересказывать текст, передовая содержание, добиваясь использования авторских слов и словосочетаний.
  • Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.
  • Способствовать пониманию содержания рассказа с помощь экспериментальной  деятельности.
  • Обогащать и активизировать словарный запас  детей.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, доброжелательность, культуру речи.
  • Предполагаемый результат.
  • Дети познакомятся с новым произведением Л.Н.Толстого.
  • Продолжат развивать умение пересказывать.
  • Пополнят словарный запас.

Методы и приемы работы.

Словесный, наглядный, практический, игровой. Сюрпризный момент, беседа, загадки ,вопросы ,подсказки, опыт.

Активизация словаря.

Резвая, ловкая, сообразительная, находчивая, смекалистая, кувшин .

Ресурсы.

Кукла би-ба-бо ,сорока, портрет Л.Н.Толстого, книжки прочитанных рассказов писателя, слайды по тексту, мнемотаблицы, для опыта( пластиковые стаканы .камушки),колокольчик, перышко.

Предварительная работа.

Знакомство с зимующими и перелетными птицами, с их повадками; чтение произведений о птицах; загадывание загадок; дидактические игры; знакомство со свойствами воды; чтение рассказов Л.Н.Толстого; внесение книг в книжный уголок.

Ход.

Дети собираются к педагогу. Педагог предлагает детям послушать и отгадать загадку.

Встретишь нас зимой и летом, различаемся мы цветом.                                                          Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.                                            Мы умеем щебетать, каркать, петь и щебетать.                                          Нас зимой вы покормите, дети ,кто мы , назовите.

Дети отгадывают  загадку  и  появляется кукла птица-сорока. Птица хвалит детей за отгаданную загадку и спрашивает ,как ее зовут.                                                              –Да , я сорока ,летаю высоко, много вижу ,все знаю и про все рассказать могу.

Сорока, сорока, где была?- спрашивает педагог.                                                     Далеко.- отвечает сорока.                                                                                              Детям предлагается спросить сороку сначала медленно, быстрее еще быстрее затем шепотом, затем одними губами.                                                                              – Молодцы ребята ,а теперь послушайте что я видела и вам рассказать хочу,

Галка очень пить хотела,                                                                                                                           На кувшин она взлетела.                                                                                                                       Но водицу не достать,                                                                                                                         Стала камушки бросать.                                                                                                                                       Бросит раз,  бросит - два ,                                                                                                                      Бросит три , четыре , пять,                                                                                                                                               Можно клювиком достать.                                                                                                                              Я долго к вам летела и очень хочу пить .

 –Давайте напоим сороку водицей. Педагог подносит сороке емкость с водой, но воды мало и птице не достать  водицы. Как птица может напиться? Дети предлагают ( опрокинуть стакан- вода разольется, камешки побросать), детям предлагается пройти к столам ,провести эксперимент. Дети бросают камушки в стаканчики , вода поднимается , дети приходят к выводу , что камни тяжелее воды,опустились на дно и вытолкнули воду .

Кукла – сорока «попьет» водички и поблагодарит детей .                                                                                                                                                   Педагог предлагает послушать историю, которую подсмотрел и записал русский писатель .Дети подходят к портрету писателя , называют  писателя и книги ранее прочитанные. В помощь ребятам выставляются иллюстрации к рассказам «Косточка», «Акула», «Котенок», «Лев и собачка». Воспитатель сообщает ,что сегодня они познакомятся с новым рассказом Л.Н.Толстого «Умная галка».Педагог читает рассказ и показывает слайды по тексту.

                  Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько  набросала, что вода  стала  выше и  можно  было пить.

Вопросы.

  1. Ребята ,как называется рассказ?                                                                                                                                    
  2. Хотела галка пить, что она увидела на дворе?
  3. Почему галке нельзя было достать воды?
  4. Что же придумала галка?
  5. Что можно сказать о галке?                                                                                  

Физкультминутка.

Пить хотела галка   (движение головы вверх-вниз ),  

Нам ее конечно жалко (гладят себя по голове ладошками).  

Вкруг кувшина все шагает (ходьба на месте вокруг себя),

Как воды достать не знает (пожимании плечами).

Стала думать ,размышлять(пальцы к вискам, наклоны головы из стороны в сторону),

 Надо камушков достать.

Полетела, натаскала (машут крыльями).  

Ох, устала (садятся на корточки).

 Полкувшина набросала(бросают воображаемые камушки)
И водичка поднялась(приседают и медленно встают руки вверх),

Галка вволю напилась(хлопают в ладоши).  

Очень умная галка(поучают указательным пальцем).

Повторное чтение текста с установкой на запоминание.

-Кто попробует из вас первым пересказать рассказ? А сорока все послушает, потихонечку подскажет и громко похвалит.

Сорока и педагог оценивают рассказ, предлагают ребенку волшебное перышко ,которое нужно передать следующему ребенку.

Если дети сомневаются в своих силах, можно предложить в помощь мнемотаблицы, картинки по сюжету. Педагог подбадривает детей, при необходимости шепотом подсказывает. Нерешительных детей можно организовать на пересказ цепочкой. В конце занятия сорока хвалит детей и дарит им  картинки-пазлы. Дети собирают пазлы и узнают и называют птиц.

           

                                                                                                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка».

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка». Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательны...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе : пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж".

С конспекте подробно описанно проведение занятия по развитию речи в логопедической группе. Грамотно подобран лексический материал (физминутка, скороговорка, пальчиковая гимнастика).  Соблюдены вс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Н.Толстого «Гуси-лебеди». Режим молчания.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси лебеди». Режим м...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки "Еж" А.Н.Толстого

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты.Обучающие задачи:Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонаци...