НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Дунаева Елена Владимировна

обобщение знаний о зимующих птицах, составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблиц, способствовать развитию словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "Зимующие птицы"20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе по теме:

«Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познание», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие»

Цель:

Способствовать развитию связной и монологической речи.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о зимующих птицах, о их образе жизни в зимний период, о трудностях;
  • продолжать учить детей составлять описательные рассказы про птиц, используя мнемотаблицы, упражнять в быстром запоминании стихотворения про снегиря с помощью мнемотехники;
  • продолжать учить отгадывать загадки про птиц, подбирать рифму к слову синичка;
  • упражнять детей в составлении рассказа от первого лица (про синичку);
  • способствовать развитию словаря детей: лютая зима, красногрудый, на голове оперенье, оперенье, напоминающее берет (про дятла),закаленная, скрещенный клюв, птахи, нахохлиться, птичка-невеличка, санитар леса;
  • воспитывать любовь к природе, развивать интерес к наблюдению за птицами, вызывать желание помогать птицам зимой.

Ход НОД.
1. Вступительная часть.

Воспитатель говорит за игрушку обезьяну: «я что-то не пойму, куда это подевались все птица? Летом их было так много. Неужели пришла беда?».
-А ведь мы  с вами знаем, почему в лесу сейчас мало птиц. Правда? (Ответы детей)
-Хотите помочь обезьянке?
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем обезьянке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу. (Видео «Зимующие птицы России» не полностью

-Перечислите птиц, которых вы видели. (Снегирь, сорока, свирестель, синица, воробей…).

Я расскажу вам про клеста. (картинка с клестом).  Клёст – это самая удивительная птица. И самая закалённая. Ни каких морозов не боится. Клест – единственная птица, которая выводит птенцов  лютою зимою, во время вьюг, метелей и сильных морозов.   И поэтому гнездо   клесты делают очень тёплое и прочное. Гнездо находится очень   высоко на сосне или ели, чтобы никто не мог достать птенцов. Клеста всегда можно узнать по его скрещенному клюву. Он нужен, чтобы добывать себе еду. Обычным   прямым клювом семена из шишек доставать трудно. 

 - Покажите пальчиками форму клюва клеста.

Выставляется картинка снегиря. А вот еще зимующая птица. Как можно отличить самочку от самца? (По окраске грудки. На самом деле красногрудые – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Детям запомнить стихотворение, пользуясь мнемотаблицей.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Рассказ-описание «Дятел» по мнемотаблице

У дятла длинный и крепкий клюв. На голове у него красное оперение, напоминающее берет. Хвост мощный. Когда дятел сидит на дереве, он упирается хвостом о дерево и сидит, как на стуле. Дятла называют санитаром леса, потому что он лечит деревья. Он относится к зимующим птицам. Питается он семенами шишек и насекомыми.

Рассказ-описание «Синица» по мнемотаблице

 - Ребята, объясните выражение птичка-невеличка. К каким птицам подойдет такое определение (к воробью, к синичке, к снегирю, к гаечке)

 Воспитатель выставляет мнемотаблицу, разбирает с детьми символы. Предлагает детям рассказать про синичку от первого лица (можно надеть маску птицы).

Я синичка – птичка невеличка, живу в лесу, но в сильные морозы прилетаю поближе к дому. Грудка у меня желтая, спинка зеленая, черненькая шапочка и полоска галстучка. Люблю клевать семечки, зерно, несоленое сало, семена дыни, крошки булки. 

- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет теплых курточек?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Предложить изобразить птицу в обычной позе и нахохлившуюся.
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

-Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»

- Окраской – серовата,                                          

Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).


- В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).

- Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)


- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)


- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
А вот эта птица  не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.   (Сова)
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один — совой.
Физкультминутка
Подвижная игра «Сова».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Игра «Поломанные слова»
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.

Мы сегодня говорили о зимующих птицах. Давайте продолжать наблюдать за ними на площадке, в поселке, помогать им перезимовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....