Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие по развитию речи в детском саду на тему «Зима». Старшая группа

Цель: Повышение качества речевого развития у детей. 
Задачи:
- Обогащать и систематизировать знания детей о зиме.
Обучающие:
- Учить согласовывать прилагательные с существительными.
- Учить образовывать имена прилагательные от существительных.
- Продолжать учить составлять предложения по заданной теме.
- Закреплять умение делить слова на слоги и считать их.
- Совершенствовать умение образовывать множественное число имени существительного и придумывать рифмы к чистоговоркам.
Развивающие: Развивать навыки словообразованию.
Воспитывающая: Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу. 
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Приоритетная область: Речевое развитие.
В интеграции: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие,
Социально – коммуникативное развитие.
Словарь: Активизировать словарь в соответствии с лексической темой « Зима».
Предварительная работа:
Беседы о зиме. Ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме.. Знакомство с пословицами, стихотвореньями о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях. Заучивание стихов о зиме. Знакомство с народными приметами и пословицами. Просмотр мультфильмов и видеороликов по заданной теме. Проведение подвижных игр зимней тематики.
Чтение сказки К. Чуковского « Доктор Айболит».

Ход занятия.
Воспитатель: Дети, Сегодня в нашу группу пришло письмо от Доктора Айболита. Давайте его прочитаем.
« Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Доктор Айболит. Я отправился в Африку лечить зверей. В России было холодно и мне пришлось надеть зимнюю одежду. Я очень торопился, и кроме чемодана с лекарствами, ничего с собой не взял. А в Африке жара 40 градусов. И когда я приплыл на ките, звери очень удивились моему внешнему виду. Я объяснил, что в России сейчас зима и очень холодно. Но они не могут понять, что такое зима. Видеосвязь здесь не работает, интернета нет. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Доктор Айболит.»
Воспитатель: Нужно обязательно помочь Доктору Айболиту. Как вы думаете , как? (ответы детей). Я сегодня принесла видеокамеру. Давайте мы с вами запишем видео письмо и отправим его в Африку. Пусть и звери и африканские дети его посмотрят и все сразу поймут, что такое зима. Вы готовы? 9 да0
Воспитатель: Давайте сначала вспомним про времена года .
Какие времена года вы знаете? ( зима, весна, лето, осень) Скажите, какие зимние месяцы вы знаете? ( декабрь, январь, февраль).
А какой месяц сейчас наступил? Что вы про него можете рассказать? ( Первый месяц зимы, последний месяц года).
И так. Наступила зима.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Какой, какая?» , а Африканские звери побольше узнают о зиме.
Зима какая? ( холодная, морозная, снежная, вьюжная).
Снег какой? ( белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, мягкий).
День какой? ( морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? ( длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Снежинка какая? ( красивая, холодная, резная, блестящая).
Вот сколько красивых слов о зиме вы сказали. Молодцы.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на плакат, который висит сегодня на стене.

 

Как вы думаете, что на нем изображено?( зима).
Мы сегодня из этого плаката будем делать зимнюю картину. У меня на столе разложены картинки по теме. Возьмите по одной, рассмотрите.

 

Всем понятно, что не них изображено? (да). Каждый из вас должен составить предложение, используя свою картинку. Но каждое предложение должно начинаться с одного и того же слова « Зимой».
Я Начну, а вы продолжите.» Зимой вся земля покрыта снегом».
(Дети по очереди говорят свои предложения, картинки приклеиваются на плакат).
Воспитатель: Вот у нас появилась целая картина о зиме. Мы её так и назовем « Зима в городе».

 

Физкульт-минутка « Пришла зима».
Пришла зима – Руки в стороны, показываем вокруг себя.
Стало холодно – Обхватить себя руками за плечи и поёжиться.
Ударили морозы – Стукнуть правым кулаком по левой ладони.
Реки покрылись льдом. – Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны.
Пошёл белый, пушистый снег. – Руки поднять вверх, а затем плавными, зигзагообразными движениями опускать их вниз.
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю.- Изобразить сугробы.
На дома. – Соединить руки у себя над головой, чтобы получилась крыша.
На деревья. – Растопырить пальцы, изображая ветки.
На людей . – Положить руки себе на голову.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру « Составь словосочетание». Я говорю вам два отдельных слова, а вы мне словосочетание.
Зима и месяц – зимний месяц.
Холод и лед. – холодный лед.
Колючка и иголка – колючая иголка.
Сила и мороз – сильный мороз.
Лёд и дворец – ледяной дворец.
Снег и зима – снежная зима.
Зима и вечер – зимний вечер.
Серебро и сосулька – серебряная сосулька.
Воспитатель: А какой самый любимый новогодний праздник.? ( Новый год). На новый год принято дарить подарки. Я предлагаю отправить в Африку поезд с подарками. Подарки будем размещать в вагонах. В первом вагоне подарки, в названии которых слово, состоящее из одной части или одного слога. Например- торт и т.д.
(На картинках изображены: ель, ком, снег, шуба, лыжи, маска, санки ,мандарин ,конфеты и т. д. Дети размещают картинки в вагоны в зависимости от количества слогов.).

 

Вот и готов наш поезд с подарками. Давайте ещё отправим в подарок наряженную ёлочку, а то в Африке ёлки не растут..
Предлагаю вам посчитать ёлки от 1 до 10. 1 елка, 2 ёлки, 3 ёлки и т. д. 
Воспитатель: А в конце занятия предлагаю вас проговорить . Зимние чистоговорки. Ма – ма – ма – наконец пришла зима.
Мы – мы – мы – дети дождались зимы.
Но – но – но – стало очень холодно.
Ра – ра – ра – у детей опять игра.
Ом – ом- ом – мы слепили снежный ком.
ОК – ок – ок –выпал беленький снежок.
Ос- ос –ос – на морозе красный нос..
Мо – мо – мо – едят дети эскимо..
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня вспомнили про зимние месяцы, зимние приметы. Составили вместе картину « Зима в городе». Проговорили много слов и словосочетаний про зиму. Отправили в Африку поезд с подарками. Думаю, что видео письмо у нас получилось. А теперь давайте, глядя в камеру, пригласим зверей из Африки к нам в гости. (Дети проговаривают свои приглашения).
Воспитатель: А я предлагаю вам веселую зимнюю пляску « Русская зима».

 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_detskom_sadu_na_temu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в детском саду на тему «Зима». Старшая группа

Цель: Повышение качества речевого развития у детей. 
Задачи:
- Обогащать и систематизировать знания детей о зиме.
Обучающие:
- Учить согласовывать прилагательные с существительными.
- Учить образовывать имена прилагательные от существительных.
- Продолжать учить составлять предложения по заданной теме.
- Закреплять умение делить слова на слоги и считать их.
- Совершенствовать умение образовывать множественное число имени существительного и придумывать рифмы к чистоговоркам.
Развивающие: Развивать навыки словообразованию.
Воспитывающая: Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу. 
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Приоритетная область: Речевое развитие.
В интеграции: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие,
Социально – коммуникативное развитие.
Словарь: Активизировать словарь в соответствии с лексической темой « Зима».
Предварительная работа:
Беседы о зиме. Ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме.. Знакомство с пословицами, стихотвореньями о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях. Заучивание стихов о зиме. Знакомство с народными приметами и пословицами. Просмотр мультфильмов и видеороликов по заданной теме. Проведение подвижных игр зимней тематики.
Чтение сказки К. Чуковского « Доктор Айболит».
Материал к занятию:
- Письмо Доктора Айболита.
-Картинка Айболита в зимней одежде.
- Атлас карта « Животные Африки».
- Кукла с темным цветом кожи.
- Картины о зиме.
- Плакат « Зимний город» . Проект Светланы Вохринцевой (Многофункциональная коллективная аппликация).
- Пособие для развития речи « Поезд» с с картинками на каждого ребенка.
- Физкульт-минутка « Русская зима» Dailumotion video .
- Видео камера.

Ход занятия.
Воспитатель: Дети, Сегодня в нашу группу пришло письмо от Доктора Айболита. Давайте его прочитаем.
« Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Доктор Айболит. Я отправился в Африку лечить зверей. В России было холодно и мне пришлось надеть зимнюю одежду. Я очень торопился, и кроме чемодана с лекарствами, ничего с собой не взял. А в Африке жара 40 градусов. И когда я приплыл на ките, звери очень удивились моему внешнему виду. Я объяснил, что в России сейчас зима и очень холодно. Но они не могут понять, что такое зима. Видеосвязь здесь не работает, интернета нет. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Доктор Айболит.»
Воспитатель: Нужно обязательно помочь Доктору Айболиту. Как вы думаете , как? (ответы детей). Я сегодня принесла видеокамеру. Давайте мы с вами запишем видео письмо и отправим его в Африку. Пусть и звери и африканские дети его посмотрят и все сразу поймут, что такое зима. Вы готовы? 9 да0
Воспитатель: Давайте сначала вспомним про времена года .
Какие времена года вы знаете? ( зима, весна, лето, осень) Скажите, какие зимние месяцы вы знаете? ( декабрь, январь, февраль).
А какой месяц сейчас наступил? Что вы про него можете рассказать? ( Первый месяц зимы, последний месяц года).
И так. Наступила зима.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.
Сейчас мы с вами поиграем в игру « Какой, какая?» , а Африканские звери побольше узнают о зиме.
Зима какая? ( холодная, морозная, снежная, вьюжная).
Снег какой? ( белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, мягкий).
День какой? ( морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? ( длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Снежинка какая? ( красивая, холодная, резная, блестящая).
Вот сколько красивых слов о зиме вы сказали. Молодцы.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на плакат, который висит сегодня на стене.

Как вы думаете, что на нем изображено?( зима).
Мы сегодня из этого плаката будем делать зимнюю картину. У меня на столе разложены картинки по теме. Возьмите по одной, рассмотрите.

Всем понятно, что не них изображено? (да). Каждый из вас должен составить предложение, используя свою картинку. Но каждое предложение должно начинаться с одного и того же слова « Зимой».
Я Начну, а вы продолжите.» Зимой вся земля покрыта снегом».
(Дети по очереди говорят свои предложения, картинки приклеиваются на плакат).
Воспитатель: Вот у нас появилась целая картина о зиме. Мы её так и назовем « Зима в городе».

Физкульт-минутка « Пришла зима».
Пришла зима – Руки в стороны, показываем вокруг себя.
Стало холодно – Обхватить себя руками за плечи и поёжиться.
Ударили морозы – Стукнуть правым кулаком по левой ладони.
Реки покрылись льдом. – Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны.
Пошёл белый, пушистый снег. – Руки поднять вверх, а затем плавными, зигзагообразными движениями опускать их вниз.
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю.- Изобразить сугробы.
На дома. – Соединить руки у себя над головой, чтобы получилась крыша.
На деревья. – Растопырить пальцы, изображая ветки.
На людей . – Положить руки себе на голову.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру « Составь словосочетание». Я говорю вам два отдельных слова, а вы мне словосочетание.
Зима и месяц – зимний месяц.
Холод и лед. – холодный лед.
Колючка и иголка – колючая иголка.
Сила и мороз – сильный мороз.
Лёд и дворец – ледяной дворец.
Снег и зима – снежная зима.
Зима и вечер – зимний вечер.
Серебро и сосулька – серебряная сосулька.
Воспитатель: А какой самый любимый новогодний праздник.? ( Новый год). На новый год принято дарить подарки. Я предлагаю отправить в Африку поезд с подарками. Подарки будем размещать в вагонах. В первом вагоне подарки, в названии которых слово, состоящее из одной части или одного слога. Например- торт и т.д.
(На картинках изображены: ель, ком, снег, шуба, лыжи, маска, санки ,мандарин ,конфеты и т. д. Дети размещают картинки в вагоны в зависимости от количества слогов.).

Вот и готов наш поезд с подарками. Давайте ещё отправим в подарок наряженную ёлочку, а то в Африке ёлки не растут..
Предлагаю вам посчитать ёлки от 1 до 10. 1 елка, 2 ёлки, 3 ёлки и т. д. 
Воспитатель: А в конце занятия предлагаю вас проговорить . Зимние чистоговорки. Ма – ма – ма – наконец пришла зима.
Мы – мы – мы – дети дождались зимы.
Но – но – но – стало очень холодно.
Ра – ра – ра – у детей опять игра.
Ом – ом- ом – мы слепили снежный ком.
ОК – ок – ок –выпал беленький снежок.
Ос- ос –ос – на морозе красный нос..
Мо – мо – мо – едят дети эскимо..
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня вспомнили про зимние месяцы, зимние приметы. Составили вместе картину « Зима в городе». Проговорили много слов и словосочетаний про зиму. Отправили в Африку поезд с подарками. Думаю, что видео письмо у нас получилось. А теперь давайте, глядя в камеру, пригласим зверей из Африки к нам в гости. (Дети проговаривают свои приглашения).
Воспитатель: А я предлагаю вам веселую зимнюю пляску « Русская зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...