Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поэзия Осени» 13.11.18г.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Скрибунова Людмила Николаевна

Работа предназначена для воспитателей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект

организованной образовательной деятельности

 с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи «Поэзия Осени»

Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Задачи: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении,  продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.

Материалы и оборудование: звуковая линейка для определения места звука в слове, 3 домика с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, от одного до трёх,  игрушки: мяч, бубен, деревянная ложка, пластмассовая погремушка, дудочка, стакан, рюмка хрустальная, портрет поэта Ф. Тютчева.

Ход организованной образовательной деятельности:

- Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Скажите пожалуйста, какое сейчас время года?         –  Осень.

- А когда вы шли в детский сад вы обратили внимание на погоду? Какая она была? – Ветреная

Вот и сейчас ветер шумит за окном…

- 1ый слайд: шум ветра  (принёс мяч)                          - А мяч из резины - какой он?

-2ой слайд: ветер принёс деревянную ложку              - Ложка из дерева какая?

-3ий слайд: ветер принёс погремушку                         -

-4ый слайд: ветер принёс Стакан, бокал

- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.

- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?

- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев:

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

- Как вы понимаете слово «первоначальной»?         - Это значит начало осени.

- Как понимаете слово «дивная» пора?                     - Удивительная.

- Как вы думаете, каким словом можно заменить слово «дивная»?

- Красивая, изумительная, великолепная.

- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?

- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)

- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.

- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения и посчитайте, - Сколько слов со звуком «Р» вы услышите?  

  Воспитатель читает первые две строчки. Назовите их.

- Первоначальная, короткая, пора.

- Молодцы.

- А на что похож звук «Р»                                               - На звук мотора.

Широкий язык в форме чашечки упирается в бугорки за верхними зубами и вибрирует.     Рот при этом широко открыт.

А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук».

Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладошки.

Воспитатель перечисляет слова: рыба,  корова, кот, стрекоза, баран, радуга, диван, кровать, сыр.

- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука.

 А теперь давайте поможем этим словам найти свой домик:(3 домика с окошками, картинки) Формирование слоговой структуры слова

 

В домике с одним окошком будет жить слово, в котором один слог.

В домике с двумя окошками будут жить слова, в которых два слога.

Ну, а в домике с тремя окошками - слова с тремя слогами.

- Дети берут карандаш и определяют, в какой домик его нужно поместить.

Физкультурная минутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.  (Прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.  (Разъединяем запястья рук  - открытая пасть  и соединяем - закрытая пасть)

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок, (Хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась. (Совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

 После этого дети садятся на стулья.

- А сейчас мы поиграем с вами с звуковой дорожкой.

Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.

- Первое слово – радуга.

 В каком месте вы разместили  магнит?  Почему?

- в первом квадратике. Потому, что звук «р» в слове радуга слышим в начале слова.

По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром,

Потому, что звук «р» в слове сыр, сор слышим в конце слова.

- Ребята, мы с вами знаем, что наша речь состоит из предложений.

А предложения состоят из чего?

- Из слов.   - Правильно.

Послушайте, я вам прочитаю предложение:   Мама варит суп.

- Ребята, сколько слов в этом предложении?     -Ответы детей.

- Назовите первое слово, второе слово, третье слово.

А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?  Почему?

 - Ответы детей.

- А теперь поиграем в игру «Путаница» 

Послушайте первое предложение стихотворения: «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

- Ребята, сколько слов в предложении?                     - Ответы детей.

- Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка.

 -А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении.

Игра проводится 2 – 3 раза.

- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"

Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию зрительного восприятия на тему: "Моделирование картины "Дед Мазай и зайцы".

Дети с нарушением зрения задают вопросы педагогу, чтобы узнать, что изображено на картине. Опираясь на словесное описание составляют макет картины  "Дед Мазай и зайцы"из готовых фрагмен...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Мы - защитники Родины". - Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  "Мы - защитники Родины". - познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи: «Путешествие на Северный полюс».

Данный конспект поможет уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса....