Конспект занятия "К нам весна шагает"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Скобликова Елена Николаевна

Конспект занятия и презентация для детей подготовительной группы с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

в подготовительной группе

компенсирующей направленности

(нарушение слуха)

Тема «К нам весна шагает»

                                                                         Скобликова Елена Николаевна,

                                                                         учитель-дефектолог

                                                                         высшей квалификационной

                                                                         категории

                   МБОУ СШ №5 г. Архангельск

                                                                         (дошкольная группа

                                                                         для детей с нарушением слуха)

Тема: «К нам весна шагает».

Группа старшего возраста компенсирующей направленности (нарушение слуха).

Форма проведения: групповое занятие.

Цель: актуализировать  и обогащать знания детей о временах года: весне и зиме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания детей по данным темам «Весна», «Зима».

Активизировать и обогащать словарный запас детей по данным темам

Обучать составлять предложения с опорой на картинки.

Совершенствовать навык аналитического чтения.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать речевой слух.         Различать и опознавать на слух словарь по теме.

Соотносить услышанное и произнесённое ребёнком с картинкой, табличкой, соответствующим действием. Опознавать звучание голосов природы.

Совершенствовать  навыки правильного произношения посредством фонетической ритмики.  Развивать просодические элементы речи (интонацию, темп) посредством фонетической ритмики. Развивать координацию речи с движениями.

Развивать конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, зрительное внимание.

Развивать мышление, память  и творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:        

Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, активность.

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, беседы об увиденном на улице. Работа с календарём погоды. Эксперименты «Таяние снега», «Проращивание травки», «Наблюдение за веточкой».

План занятия:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Приветственная игра «Здравствуйте».

     2. Основная часть (23 мин)

а)  Речевое упражнение с фонетической ритмикой «К нам пришла весна».

(2 мин)

б) Упражнение «Весёлое солнышко» (1,5 мин)

в) Разрезные картинки («Зима» и «Весна») – работа по командам. (1,5 мин)

г) Упражнение «Приметы зимы и весны». – работа с ИКТ. (3 мин)

д) Упражнение на слух «Когда это бывает?» (опознавание  звуков природы). (2 мин)

е) Динамическая пауза «Деревья и ветер». Работа на слух. (1 мин)

ж) Упражнение «Хорошо или плохо». Дифференциация звуков «К-Х» с движениями фонетической ритмики. (2 мин)

з) Опознавание бытовых вопросов за экраном и ответы на них. (1 мин)

и) Упражнение «Оденем девочку на прогулку» – работа с ИКТ. (2 мин)

к) Динамическая пауза «Внизу – вверху» (1 мин)

л) Составление рассказа о весне – работа с разрезным текстом. (3 мин)

м) Коллективное составление конструктивной картинки «Весна». Работа на слух. (3 мин)

3. Заключительная часть. (1 мин)

Оборудование: экран; два круга и прищепки (одни разные по цвету – красные и жёлтые, другие - разные по размеру), разрезные картинки из 12-ти частей (2 набора), проектор, экран для показа презентации, аудиозапись звуков природы, магнитофон, таблички с фразами, фигурки из фетра для изготовления конструктивной картины на фланелеграфе,  раскраски.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветственная игра «Здравствуйте». Педагог предлагает детям поздороваться с солнышком, которое смотрит в окно. Дети вместе с педагогом произносят стихотворение с движениями:
«Вместе с солнышком встаём.     (Через стороны поднимаем руки вверх)

Вместе с птицами поём.              (Взмахи руками как крыльями)

- С добрым утром!                         (Подать левую руку соседу слева)
- С ясным днём!                             (Подать правую руку соседу справа)

Вот как дружно мы живём!        (Взявшись за руки, раскачивать руками)

Далее дети совместно с педагогом делают солнышко из рук (педагог протягивает свою ладонь в центр круга и ребята кладут свои ладошки сверху). Посмотрите, какое солнышко у нас получилось.

2. Основная часть

а)  Речевое упражнение с фонетической ритмикой «К нам пришла весна»

(за экраном) - Какое сейчас время года, …..? Молодец.

Давайте все вместе расскажем о весне:

На-на-на – к нам пришла весна.

Но-но-но – смотрит солнышко в окно.

Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно грачей.

б) Упражнение «Весёлое солнышко»

- А какое солнышко весной? (Дети: жёлтое, тёплое, яркое).

- Молодцы. Солнышко своими тёплыми лучами согревает землю. Давайте мы сделаем солнышко из прищепок.

(Ребята работают по командам: мальчики и девочки. Каждой команде даётся задание сделать лучики для солнышка из прищепок по предложенной схеме:

Команда 1: (ЖЖЖКЖЖЖК………..)

желтый, желтый, жёлтый, красный, жёлтый, жёлтый, жёлтый, красный ……

Команда 2: (БММБММ…………….)

большой, маленький, маленький, большой, маленький, маленький ………

Дети прикрепляют прищепки на круг. Получается солнышки с разными лучиками. Проверяется правильность выполнения работы.

- Посмотрит, какие вы молодцы, справились с заданием и солнышко вам весело улыбается.

 в) Разрезные картинки («Зима» и «Весна») – работа по командам.

- Я вам приготовила картинки. А что там нарисовано, вы узнаете, когда соберёте их.

- Замечательно. Какое время года у вас на картинке? – «Зима». А у вас? – «Весна».

г) Упражнение «Приметы зимы и весны».

- А сейчас давайте подумаем, что бывает зимой, и в какие игры мы можем играть зимой. И что бывает весной?

(Использование ИКТ.  На экране появляются картины весны и зимы и маленькие картинки, характеризующие определённое время года. Дети выбирают  какие картинки подходят к данному времени года).

 д) Упражнение на слух «Когда это бывает?» (познавание  звуков природы:  пение птиц и завывания вьюги).

е) Динамическая пауза «Деревья и ветер». Работа на слух.

- Ребята, давайте поиграем с вами.  Я буду тёплым весенним ветерком, а вы деревьями.

Педагог за экраном произносит звук «Ш» - «деревья» качаются (дети наклоняются в разные стороны с поднятыми руками). Педагог молчит – «деревья» стоят спокойно (дети замирают).

ж) Упражнение «Хорошо или плохо». Дифференциация звуков «К-Х» с движениями фонетической ритмики.

- Ка-ка-ка - ха-ха-ха;

  Ко-ко-ко - хо-хо-хо.

- Скажите, пожалуйста, как зимой – хорошо или плохо? Дети отвечают: зимой хорошо (или плохо). - Почему? Дети объясняют. (Например, зимой плохо, потому что бывает очень холодно, дует сильный ветер.)

- Спросите у меня – как зимой – хорошо или плохо? Дети спрашивают, и педагог отвечает противоположное ответу детей. - Спросите у меня: почему (плохо или хорошо)? Педагог объясняет. (Например, зимой хорошо, потому что можно кататься на санках, играть в снежки, кататься на лыжах, лепить снежную бабу, кататься на коньках.) Детям предлагается демонстрировать

предложенные зимние развлечения.

Аналогично  ведётся работа  о весне.

 з) Опознавание бытовых вопросов за экраном и ответы на них.

- Какое сейчас время года, (имя ребёнка)? – Весна. - Какое время года было, ….? – Зима. - Какой сейчас месяц, …..? Какой был месяц? Какой месяц будет? Какие знаешь зимние праздники? Какие знаешь весенние праздники? Назовите зимние месяцы. Назовите весенние месяцы. Какое время года ты любишь, …..?

и) Упражнение «Оденем девочку на прогулку».

(Использование ИКТ – на экране появляются картинки весны  и предметов одежды для прогулки в разные времена года.   Дети выбирают, что нужно для прогулки весной).

Вы очень здорово справились с заданием. Давайте все вместе скажем: «Девочка надела куртку, берет и резиновые сапоги».

к) Динамическая пауза «Внизу - вверху».

Педагог называет природные явления, а дети определяют, где это находится и соответственно либо приседают, либо поднимают руки и вытягиваются вверх на носочках.

- (за экраном) Небо – дети отвечают: вверху, земля – внизу, солнце – вверху, трава – внизу, лужи – внизу, птицы – вверху, цветы – внизу, ребята – внизу.

л) Составление рассказа о весне – работа с разрезным текстом.

 - Ребята, давайте подумаем с вами, что бывает весной. Дети называют приметы весны. (Стало теплее. Солнышко пригревает. Снег тает. Бегут ручейки. Появились проталины. На земле растёт молодая травка. Сосульки капают. Прилетают птицы. Это весна.) Педагог оформляет высказывания детей и выставляет на доску таблички с напечатанными предложениями. Затем дети прочитывают получившийся  текст.

м) Коллективное составление конструктивной картинки «Весна».  Работа на слух.

Педагог показывает детям конструктивную картину «Зима».

- Ребята, зима уже закончилась, а у нас  тут ещё зима. Давайте все вместе сделаем  картину весны. Но каждый  будет выполнять своё задание.

Далее педагог за экраном произносит любую фразу из текста. Ребёнок повторяет и выбирает соответствующую табличку. Аналогичная работа на слух проводится для всех детей.

- Сейчас мы  все вместе составим картинку про весну. Каждый будет выкладывать,  что у него написано на табличке. (На подносе лежат элементы конструктивной картины из фетра.)

Дети все вместе собирают на фланелеграфе картину весны в соответствии со своей фразой.

3. Заключительная часть.

- Вы знаете, мне  сегодня очень радостно, потому что вы занимались   замечательно. Посмотрите в окно, как весеннее солнышко тоже радуется, какие вы молодцы. Педагог отмечает каждого ребёнка. – Хорошо думал(а), красиво говорил(а), внимательно слушал(а). Поставлю вам сегодня за работу звёздочки. Молодцы. А ещё я приготовила вам подарки – раскраски. Я знаю, что вы очень любите  раскрашивать. (Раскраски подобраны  на весеннюю тему). Дети выбирают раскраску и говорят, что у них нарисовано.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«С зимой прощаемся, с весной встречаемся» Скобликова Е.Н. учитель-дефектолог МБОУ СШ № 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе "Весна шагает к нам быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Весна шагает к нам быстрыми шагами»...

Конспект "К нам весна шагает..."

По весне набухли почкиИ проклюнулись листочки.Посмотри на ветки клена –Сколько носиков зеленых!...