Статья "Ознакомление дошкольников с художественной литературой".
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Статья "Ознакомление дошкольников с художественной литературой".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомим дошкольников с художественной литературой.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, она развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное значение литературы, так  как расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспективна. Конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности влияют на особенность понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Поэтому, только на определённой ступени развития и в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включено три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают тему и главную мысль в логической последовательности. Выразительность речи предполагает языковые средства, соответствующие условиям и задачам общения. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе пословицы, поговорки, скороговорки, загадки являются важнейшим источником развития выразительности речи детей. Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания.

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с помощью произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекать дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Народные сказки, песенки, потешки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью и музыкальностью. При повторном чтении дети быстро запоминают текст, усваивают смысл, чувство ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова, выражения, сравнения, эпитеты). После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы по содержанию, помогать вычленять главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка думать, размышлять, делать выводы, а также замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность, подчёркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат замечать выразительные средства в произведении. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, они могут различать жанры произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети поняли и почувствовали её глубокое содержание и художественные достоинства. При ознакомлении со стихами нужно помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность стихотворения. Знакомя с жанром рассказа, воспитатель раскрывает перед детьми общественную значимость описываемого  явления, взаимоотношения героев, обращает внимание, какими словами автор характеризует героев и их поступки. Вопросы должны выявлять понимание ребёнком основного содержания и умение оценивать поступки и действия героев произведения.

В подготовительной группе перед педагогом стоит задача воспитывать любовь к книге, к художественной литературе; развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Дети в этом возрасте способны проводить анализ литературных произведений всех жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед  детьми всё богатство русского языка, дети начинают пользоваться им в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого  ребёнка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Воспитание дошкольника средствами художественной литературы

Со­прикасаясь с литературой, ре­бенок духовно растет и разви­вается....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

материал к педсовету по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Вашему вниманию представлена презентация о роли книги, этапах ознакомления дошкольников с худ.литературой, возрастные требования к худ.литературе, содержание книжных уголков и др. А так же положе...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...