Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белиловец Валентина Николаевна

Целью занятия по развитию речи в старшей группе является обобщение и закрепление знаний детей о произведениях К.И.Чуковского.У детей формируется интерес к художественной литературе, к произведениям Чуковского.Они учатся эмоционально откликаться на переживания персонажей произведений.У детей развивается связная речь и расширяется словарный запас.Произведения Корнея Ивановича Чуковского и образовывают, и развивают, и воспитывают детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Путешествие по сказкам  Корнея Ивановича Чуковского»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о произведениях К.И.Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;

- продолжать активизировать и расширять словарный запас детей;

-совершенствовать диалогическую форму речи;

-закреплять правильное, отчётливое произношение звуков;

-включаться в воссоздание образов единой сюжетной линии;

Развивающие:

-развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

-развивать логическое мышление (продолжить учить отгадывать загадки описательного характера;

-развивать воображение, внимание и память;

-развивать умение слушать и слышать речь детей и взрослых;

Воспитательные:

-воспитывать любовь и интерес  к художественной литературе;

--воспитывать у детей организованность;

-воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми;

-воспитывать чувство коллективизма;

-актуализировать позитивный эмоциональный опыт.

Планируемые результаты:

-у детей сформирован устойчивый интерес к художественной литературе, к чтению произведений К.И.Чуковского;

-дети хорошо понимают занимательность сюжетов сказок Чуковского, особенность его языка;

- умеют эмоционально откликаться на переживания персонажей произведений, испытывают чувство сострадания к беззащитным и слабым;

-узнают и называют названия сказок по иллюстрациям, по строкам из текста; драматизируют с помощью взрослых отрывки из сказок;

- у детей развита связная речь, словарный запас активный  и  разнообразный.

Предметно-практическая среда: портрет  К.И.Чуковского;  выставка книг Чуковского; магнитная доска; выставка рисунков  детей «Мои друзья из книг Чуковского»; презентация «Викторина по произведениям Чуковского».

Набор предметов к играм «Помоги Федоре» и «Зажги фонарик» (посуда, фартук, полотенце, мыло, зубная паста, щетка, зеркало, расчёска, фонарик и т.д.).

Характер общения: личностно-ориентированный,

Формы организации взаимодействия: совместно-последовательная

Ход занятия:

1.Вводно-мотивационный этап.

Воспитатель: дети, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по сказкам дедушки Корнея .Вы догадываетесь, о ком я говорю?

Дети: о Корнее Ивановиче Чуковском.

В:  кем же был этот замечательный человек?

Д: детским писателем сказочником.

В: чем  необычны его сказки, почему они отличаются от других сказок?

Д: они написаны стихами, легко запоминаются.

2.Деятельностный этап.

В: давайте вспомним, как же он начал сочинять свои удивительные сказки?

Д: заболел его маленький сын .Он плакал, не мог уснуть. Чуковскому хотелось успокоить  мальчика  и он на ходу стал придумывать сказку. Сказка сыну понравилась, он перестал плакать и уснул.

В: как  называлась эта первая сказка, придуманная Чуковским?

Д:эта сказка называлась «Крокодил».

В: мы с вами читали сказки  К.И.Чуковского,  смотрели мультфильмы по его произведениям и сейчас попробуем провести небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь правильно отвечать на них.

В гости дедушка Корней приглашает всех детей

Но, особенно, тех ребят, кто умеет слушать сказки,

Или любит их читать.

Презентация по сказкам К.И.Чуковского.

Вопросы викторины:

1.На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»?(велосипеде).

2.Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (пирогами и блинами, и сушеными грибами).

3.Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»?(крокодил)

4.Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда?(Федора)

5.Какой подарок принесли Мухе-цокотухе блошки? (сапожки)

6.Как звали злого разбойника, жившего в Африке? (Бармалей).

7.От кого доктору Айболиту пришла телеграмма ?(гиппопотама).

8.Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (воробей)

9.Что купила Муха-цокотуха, когда пришла на базар?(самовар)

10.Кто первым пришёл к доктору Айболиту на приём? (лисичка)

11.Кто хотел погубить Муху-Цокотуху? (паук))

12.Муха по полю пошла…Что же она нашла? (денежку)

13.Вдруг из маминой из спальни…Кто же вышел из спальни?(умывальник)

14.Одеяло убежало…От кого убежали все вещи?(от мальчика грязнули)

15.Кто спас Муху-Цокотуху от злодея паука?(комарик)

16.Кто освободил солнышко в сказке «Краденое солнце»? (медведь)

В. Молодцы!  А сейчас попробуйте угадать, из каких сказок ваши друзья прочтут отрывки.

1 ребенок: Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня

Я за свечку, свечка-в печку,

Я за книжку, та бежать и  вприпрыжку под кровать…(Мойдодыр).

2.ребёнок: ой вы. бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои

Вы пойдите-ка, немытые,  домой,

Я водою вас умою ключевой,

Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком

И вы будете опять, словно солнышко сиять…(«Федорино горе»).

3.ребенок: прыг да прыг, да чик-чирик,

Чики-рики, чик-чирик,

Взял и клюнул великана, вот и нету таракана

Поделом таракану досталося и усов от него не осталося…(«Тараканище»)

В .вы хорошо справились и с этим заданием .А теперь отдохнём, проведём физминутку  «Ехали медведи…»:

«Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперёд,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы  в автомобиле,

Зайчики  в трамвайчике.

Жаба на метле..

В.: дети, слышите, кажется.  кто-то плачет .Кто бы это мог быть?

Появляется бабушка Федора. Идёт согнувшись, плачет.

Федора : ой худо мне , ребята, худо, от меня ушла посуда .Как же мне теперь быть? Без посуды как мне жить? Помогите мне, пожалуйста, ребята, вернуть посуду. Она где-то затерялась среди других вещей. И ещё Мойдодыр просил его вещи найти, они тоже где-то затерялись .И комарик просил зажечь его фонарик, чтобы помочь Мухе-Цокотухе.

В.: дети, поможем бабушке Федоре?

Д.: Да, поможем!

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает в корзину вещи из сказки «Федорино горе», другая команда-из сказки «Мойдодыр». Корзины отдаются Федоре.

В.: а теперь поможем зажечь фонарик для комарика.

Проводится коммуникативная игра «Зажги фонарик» (дети становятся в круг и правой ладошкой передают друг другу «огонёк» .Последний ребенок  зажигает фонарик и отдаёт его Федоре.)

Федора благодарит детей и уходит.

В.: вижу, что Федору вы знаете, а других персонажей сказок К.И.Чуковского сможете угадать?

-Мы из сказки- ты нас знаешь, если вспомнишь-отгадаешь,

 А не вспомнишь, ну так что ж,

Сказку заново прочтёшь.

-По полю пошла, денежку нашла, чаю наварила, гостей пригласила, в паутину угодила (Муха-Цокотуха);

-Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил? (Крокодил)

-В Африке- разбойник, в Африке –злодей, в Африке ужасный  (Бармалей).

-Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит

добрый доктор (Айболит).

-Вдруг из подворотни страшный великан

Рыжий и усатый (таракан).

В.: замечательно! Вижу, знаете героев сказок Чуковского. Кроме сказок, Корней Иванович придумывал ещё и загадки для детей. Давайте попробуем отгадать их!

1.Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое (яйцо и цыплёнок)

2.Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл -прямо по морю пошёл (пароход)

3.Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала, заржала, побежала.

Глядите, побежала телега без коня (машина)

4.Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная (коньки)

5.Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня! (крапива)

6.Мудрец в нём видел мудреца ,глупец-глупца, баран-барана,

Овцу в нем видела овца и обезьяну- обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого (зеркало)

7.Лежу я у вас под ногами, топчите меня сапогами,

А утром во двор унесите меня, и бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне (ковёр).

8.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-заплачет она и умрёт (сосулька).

9.Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расчёска)

10.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят,. молока они хотят (ёж).

В.: а ещё Чуковский писал для детей весёлые, забавные и добрые стихи.

Сколько Чуковский стихов написал!

Каждый, наверное, их все прочитал.

Всё ж, хорошо с ними встретиться снова

Вы к этому, дети, сегодня готовы?

Дети читают стихи  К.И.Чуковского  «Ёжики смеются», «Бутерброд» и  стихотворение В .Берестова:

  «Нам жалко дедушку Корнея,

В  сравнение с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея» и «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник,

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг!

3.Заключительный этап (рефлексия)

В.: дети, вот мы и встретились  ещё раз с удивительно умным, добрым, блистательным и весёлым миром произведений К.И.Чуковского. Вам понравилось это путешествие по сказкам? Что вам особенно запомнилось и почему? Какие из его сказок вы хотели бы рассказать своим друзьям, родителям? Я надеюсь, что книги Корнея Ивановича Чуковского навсегда останутся вашими друзьями и вы ещё не раз будете обращаться к ним.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: " ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС "

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: " ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие …»

Цель: Формирование умений обобщать, классифицировать....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие на остров"

Цели: - Закрепить правильное произношение звуков.- Обогатить словарь с помощью игровых упражнений за интерактивным столом.- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на раз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Путешествие по острову Вежливости».

- Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться. -Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие по сказке "Маша и Медведь"

Представляю вашему вниманию увлекательное путешествие по сказке, проведённое совместно учителем-логопедом и воспитателем.Сказочное времечко - времечко желанное.Тихо начинается сказка долгожданная.Коро...